Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Роль Учителя в развитии
современного общества Н.Н.Моисееев
Сегодня от учителя в первую очередь, и я это
постараюсь доказать, зависит не только судьба
цивилизации, но и сохранение человека на планете.
Когда я произношу слово "УЧИТЕЛЬ", то имею в
виду не только педагогов, работающих в средней
или высшей школе, а саму систему формирования,
сохранения и развития коллективных знаний,
нравственности и памяти народа, передачи всего
накопленного следующим поколениям. Имею в виду
всех тех людей, которые ее создают и которые
способны внести в мир элементы душевной тревоги
за будущность своего народа, а в нынешних
условиях - и будущность планетарной цивилизации.
Последнее означает уже нечто большее: это
чувство ответственности за судьбы "людей
планеты" - своего биологического вида,
которому предстоит в ближайшие десятилетия
преодолеть трудности выживания. Человечество
подошло к порогу, за которым нужны и новая
нравственность, и новые знания, новый менталитет,
новая система ценностей. Кто их будет создавать и
пестовать? От того, как следующие поколения
смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и
реализовать собственную Ответственность, и
зависит это будущее.
Вот почему "УЧИТЕЛЬ" - тот, кто передает
эстафету знаний, культуры, особенно в "минуты
роковые", - превращается в центральную фигуру
общества, центральный персонаж
разворачивающейся человеческой драмы.
Духовный мир человека рождается, конечно, в
контексте его практической деятельности, но
взаимодействует с ней совсем неоднозначным
образом. Возникающее знание, утверждение
принципов взаимодействия человека с окружающей
природой, его способность передавать
накопленный опыт следующим поколениям начинают
сами оказывать прогрессирующее влияние на
действительность т становятся движителем
общественного развития... Многие ли задумывались
над тем, как могло случиться, что за полтора
десятилетия после окончания самой страшной
войны, которую знало человечество, после трех
десятков миллионов жертв и ужасающей разрухи,
после репрессий 30-х годов, унесших жизнь и многих
представителей русской интеллигенции, Советский
Союз сделался второй державой мира? Во всяком
случае, в области науки и техники. Как такое могло
произойти? Ответ однозначен. Основную причину я
вижу в том, что в Советском Союзе была создана
лучшая в мире система "УЧИТЕЛЬ". Она
охватывала все уровни образования, все слои
населения. И, что совсем немаловажно, эта система
утверждала престиж образованности! Были созданы
условия для передачи эстафеты знаний, эстафеты
культуры. А корни этой системы были заложены еще
в дореволюционные годы в системе земских школ,
гимназий, университетов...
И таких примеров, которые показывают, что
рожденная человеком система образования и
воспитания однажды меняла направление
судьбоносных русел истории, достаточно, чтобы
отчетливо представить себе, что нет для нации
более важной задачи, чем развитие системы
образования и воспитания и передача эстафеты
следующим поколениям. Особенно в период ломки
стереотипов поведения и традиций, который
переживает не только наша страна, но и все
планетарное сообщество. И именно та нация,
которая сегодня сумеет создать более
совершенную систему "УЧИТЕЛЬ", сделается
лидером XXI века!
Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень
жизни и самая совершенная электроника, а тот
народ, который сумеет обеспечить передачу
эстафету знаний и культуры и найти то
взаимоотношение с окружающей природой, которое
отвечает современным потребностям
.
Но для того чтобы система "УЧИТЕЛЬ" была
способна сделаться истинным движителем
цивилизации наступающего века и содействовать
процветанию нации, все те, кто ее создают и
обеспечивают ее функционирование, должны четко
представлять потребности страны и те трудности,
с которыми столкнется человечество уже в
ближайшее время. А предсказать многие
особенности того, что нас ожидает, почти
невозможно. Значит, развитие этой системы не
может следовать каким-либо раз и навсегда данным
стандартам, а должно непрерывно
корректироваться изменениями условий жизни.
Система "УЧИТЕЛЬ" должна сочетать
положительный опыт традиций со все время
возникающими новыми потребностями, и по мере
того, как растет скорость изменения условий
жизни, должна расти и скорость поиска новых форм
образования и воспитания, должно происходить
включение в систему новых знаний и
отбраковывание старых. Творческое начало в
процессах образования и разнообразие типов
обучения тоже должно развиваться во все большей
степени... Сегодня на авансцену выходят проблемы
взаимоотношения природы и общества, того, что не
совсем точно называют экологией. Природная
ситуация меняется катастрофически быстро. И из
фона среда, окружающая человека, превращается в
действующий персонаж человеческой трагедии и
грозит бедами, которые сейчас во все большей
степени занимают умы ученых. Я не буду подробно
обсуждать те предзнаменования, о которых сейчас
пишут не только в научных трактатах, но и в
широкой прессе. Это и неизбежное изменение
климата, и постепенный распад озонового слоя,
ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и
разрушение традиционной культуры, рост
наркомании, преступности и т. д. И наконец, может
быть, самое грозное - неизбежное исчерпание
ресурсов, ибо Земля на самом деле очень невелика,
запасы, накопленные былыми биосферами, весьма
ограниченны, а потребности человечества
удваиваются каждые 10-12 лет.
Где же выход?
Наука утверждает, и мы обязаны признать это
утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, что
человечество сможет иметь шанс на будущее только
тогда, когда оно снова окажется в равновесии с
биосферой, другими словами, когда прогресс
человечества будет сопровождаться и развитием
биосферы. Значит, деятельность человека, вся его
активность должны быть подчинены определенным
требованиям природы: человек обязан жить в
рамках определенного экологического императива!
И императив этот будет очень жестким.
Все развитие человека подчинено тем же общим
законам, которым следует и все остальное живое
вещество. Человеку смертельно опасно
игнорировать эти законы и чувствовать себя
властелином, а не частью того мира, в котором он
живет. Мир - это не окружающая среда, а наш
единственный дом, в котором мы только и можем
жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы
обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом
и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и
наш Разум, и наша Воля, способные использовать
полученные знания для того, чтобы обеспечить нам
возможность жить в этом доме.
В этих условиях системе "УЧИТЕЛЬ" предстоит
сыграть особую и определяющую роль! И мы,
участники этой системы, должны не просто
составить те или иные программы, а заложить
основы той цивилизации, рамках которой
человечество способно жить и развиваться.
Я убежден, что сегодня речь идет не просто об
экологическом образовании и воспитании - обо
всей системе "УЧИТЕЛЬ", основанной на новой
этике и новом понимании места человека и задачах
его цивилизации. И новой нравственности! Об этом
тоже не надо забывать.
Журнал "Экология и жизнь". Статья Н.Н.
Моисеева, академика РАН