Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
В случае, когда для визит-центра строится новое
здание, работа над выставочной концепцией
ведется параллельно с работой над архитектурным
проектом. Благодаря такому подходу, архитектором
учитываются пространственные требования к
организации эколого-просветительской работы и
работы с информацией, а выставочная концепция
приводится в соответствие с пространственными
возможностями, продиктованными архитектурой
здания и его помещений. Если же данное требование
соблюсти не удается, устроителям выставки
необходимо предоставить планы выставочных
помещений с четко указанными размерами.
Идеально, когда в работе над выставочной
концепцией участвуют проектировщик,
художник-дизайнер и научные рецензенты; для
деталь ной проработки звукового и
«сценического» оформления, световых решений
выставки в качестве консультантов могут
привлекаться театральные художники, осветители
и другие специалисты.
Поскольку визит-центры очень часто создаются
на базе уже существующих музеев природы, имеющих
коллекции чучел зверей и птиц, энтомологические
сборы и т.п., в ряде случаев к работе над
экспозицией центра для посетителей привлекаются
таксидермисты – специалисты по зоологическим
экспонатам. Полностью отказываться от
использования подобных экспонатов
нецелесообразно: хорошо отреставрированные,
выгодно подсвеченные и представленные в
биогруппах и диорамах с соответствующим
звуковым сопровождением, они могут производить
сильное эмоциональное впечатление.
Определение ведущей темы
Какую бы направленность ни выбрали для своего
центра проектировщики (туристическую,
эколого-просветительскую, познавательно
развлекательную), его основной целью остается
отражение своеобразия и уникальности отдельно
взятой ООПТ.
Первоочередная задача устроителей выставки,
таким образом, заключается в том, чтобы суметь
выделить ее ведущую тему – показать, чем именно
уникальна и значима охраняемая территория,
концентрируя при этом внимание на двух – трех,
максимум пяти основных, самых ярких и
выразительных ее особенностях, – так, чтобы,
увлекшись, посетитель захотел продолжить свое
знакомство с ООПТ и дальше. Очень важно поэтому
при разработке основных тем выдержать
равновесие между интеллектуальным и
эмоциональным!
Для данного этапа работы необходимо собрать и
проанализировать не только научные фонды
охраняемой территории, но также художественные
произведения и исторические материалы. Ценные
сведения можно получить от работающих на ООПТ
специалистов (орнитологов, ботаников,
ихтиологов, энтомологов и др.) и местных
краеведов.
Поскольку визит-центр должен давать
посетителям представление не только об отдельно
взятой ООПТ, но и том месте, которое она занимает
в региональной (национальной) системе охраняемых
территорий, устроителями выставки должны быть
учтены следующие важные вопросы:
Как в содержании
выставки будут отражены административные за
дачи ООПТ как природоохранного учреждения?
Каким образом и в
каком объеме на выставке будут представлены
другие ООПТ (области, региона, страны, мира)?
Если на ООПТ или
в непосредственной близости от нее имеются иные
объекты, выполняющие сходные с визит-центром
функции (в первую очередь, музеи), как
использовать преимущества такого соседства и
как избежать противоречий?
Для того, чтобы разъяснить последнюю позицию,
приведем в качестве примера проектируемый центр
туристической информации для посетителей НП
«Кюршу Нериа» – одной из наиболее посещаемых
ООПТ Литвы. Большое количество туристов
объясняется как природными достоинствами парка,
так и наличием на его территории чрезвычайно
популярных туристических объектов – Морского
музея и Дельфинария.
Поскольку планируемый центр туристической
информации национального парка планируется
создавать в непосредственной близости от
Дельфинария и Морского музея, проектировщики и
сотрудники парка, оценив плюсы и минусы такого
местоположения, отказались от использования в
экспозициях центра темы «Биотопы Балтийского
моря и Куршского залива». Они предпочли
построить содержание выставки на раскрытии для
отдыхающих тем экологии песчаной косы, истории
формирования ее естественных и искусственных
ландшафтов, истории традиционного
природопользования и этнографии куршей –
коренных обитателей косы.
Разработка тематико-структурного и
тематико-экспозиционного плана
Для раскрытия содержания выделенных ведущих
тем разрабатывается тематическая структура
выставки (иначе, тематико-структурный план). По
сути, она отвечает на вопрос: «Чему посвящена
экспозиция?», или «Что мы хотим показать и о чем
хотим рассказать посетителям?»
Тематическая структура включает основные
разделы и подразделы экспозиции и их научное
обоснование. Она же служит основанием для
определения последовательности экспозиционных
тем и установления маршрута по экспозиции,
поэтому при разработке тематической структуры
желательно продумать хотя бы приблизительное
распределение по выставочной площади тем, подтем
и их элементов.
В тематико-структурном плане дается общая
характеристика предметной базы экспозиции. Если
у ООПТ имеется музей природы, изучается
обеспеченность предметной базы фонда музея,
выявляется необходимость комплектования и
составляется план комплектования.
Чем тщательнее продумана тематическая
структура, тем легче будет проходить работа над
следующим этапом создания выставки – тематико-экспозиционным
планом, отвечающим на вопрос: «Как мы покажем то,
что задумали?»
На этом этапе работы начинает складываться
образ будущей выставки, так как в
тематико-экспозиционном плане не только
разрабатываются и описываются экспонаты, тексты
и этикетки, но намечаются форма, место и
последовательность показа, определяются его
художественные, сюжетные, изобразительные
средства. В случае, если данный «сценарий» не
будет перенасыщен экспонатами, текстами и
другими источниками информации, он гарантирует
логичную и гармоничную организацию системы
экспозиции.
Художественное решение выставки
Художественное решение – этап, когда идея
воплощается, «опускается» в материю. Он включает
организацию образного зрительного пространства
с учетом среды выставки, объемной композиции,
ритма вещи в пространстве, ее пропорций, связи с
интерьером.
Все перечисленное выше входит в компетенцию
художника. Если же такового нет, устроителям
выставки придется создавать целостный образ
выставки самостоятельно, четко следуя правилам
построения понятной для восприятия
предметно-пространственной среды: лаконичности,
логичности, выразительности, использования
доходчивого языка образного мышления.
Рекомендации по оформлению текстовых
материалов выставки
Как мы уже говорили, выставка будет интересна и
понятна посетителям, если не будет перенасыщена
информацией.
Большие тексты, как известно, люди читать не
любят, в лучшем случае будут прочитаны заголовки
и подзаголовки. Тексты поэтому должны быть
минимальными по объему и захватывающими по
содержанию, а заголовки – яркими и
выразительными, к примеру: «Красавица и
чудовище», «Архитекторы без черновиков», «Я
насекомое?».
Текстовую информацию, тщательно проверенную
квалифицированными специалистами (географами,
ботаниками, зоологами, историка ми и т.д.) нужно
скомпоновать в небольшие тематические блоки, а
дополнительные справочные материалы желательно
разместить в демонстрационном компьютере.
Ниже приведены некоторые рекомендации по
составлению текстов:
Текст не должен быть слишком мелким.
Размер шрифта заголовков должен на несколько
порядков отличаться от размера шрифта основного
текста (например, если размер шрифта текста 18, то
заголовки должны быть не менее 24).
Строчки текста не должны быть слишком длинными.
На одной строке – не более 40 знаков.
Желательно не допускать выравнивания текста по
ширине; легче воспринимается текст, выровненный
по левому краю.
Между блоками текста нужно оставлять
достаточно свободного места, так называемый
«воздух».
Параграфы не должны быть слишком длинными.
Самый большой текст – не более 300 слов.
Цвета букв и фона должны гармонично сочетаться.
Использование в экспозициях
интерактивных методов подачи информации
Для посетителей визит-центра, помимо рассказа
экскурсовода, интересно самостоятельное
знакомство с экспозицией – что-то потрогать,
полистать, послушать, понюхать, подвигаться,
посмотреть «другими глазами».
Особенно важно продумать интерактивные
элементы для детей: например, показать почву в
виде слоеного пирога, муравья размером в рост
человека, дупло дерева или нору зверька, куда все
дети обязательно заглянут.
Оснащение визит-центра сложными техническими
установками, например, голографией, не всегда
возможно. Чаще используются компьютерные
ресурсы – видеоряды, звуковое сопровождение
(голоса зверей, птиц, шелест листвы, шум прибоя и
т.п.).
В визит-центре биосферного резервата
«Шорфхайде-Хорин» (Германия) в разделе,
посвященном жизни болота, визитеры с
удовольствием топчутся на «живом полу», где у них
под ногами пружинит и хлюпает «трясина». В
американском визит-центре «Либерти» (на окраине
Нью-Йорка, США) практически все экспозиции
основаны на интерактивных методах.
Мы с коллегами с большим удовольствием, как
дети, проползли по системе подземных ходов и нор,
почувствовав себя настоящими кротами.
Организация сменных экспозиций и
тематических выставок
В проекте визит-центра необходимо
предусмотреть места для организации сменных
выставок. Для этой цели могут использоваться как
отдельные помещения, так и стены –
конференц-зала, коридоров, холлов, фойе.
Сменные выставки обычно приурочены к различным
праздникам и мероприятиям (День рождения ООПТ,
«Марш Парков» и пр.). Если нет особенных поводов,
можно связать выставки с какими-то природными
явлениями, например, «Сурок проснулся»,
«Прилетел скворец».
Сменными могут быть фотовыставки, выставки
детских рисунков (например, «Тюльпаны – улыбка
природы», «Мой любимый зверь», «Я живу рядом с
заповедником»), выставки работ местных мастеров
прикладного искусства или художников. Интересен
опыт Водлозерского национального парка –
пригласить на пленер художников, а затем
устроить выставку их работ на тему «Рисуем
заповедную природу».
Открытие очередной выставки можно превратить в
прекрасный информационный повод для приглашения
СМИ, в красочное действие с участием фольклорных
и детских коллективов. После демонстрации в
визит-центре или музее природы ООПТ сменная
выставка может за тем переместиться в другие
региональные музеи, клубы, школы,
административные здания.
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.