ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине


Что такое полевой экологический практикум?

© Д.А.Федорова, 2007

Впереди речка, сзади лес, сбоку небольшой ручей. Возле него с сачками и ситами стоят, сидят и ползают школьники, периодически слышатся детские голоса: «Андрей Андреевич, а это что – пиявка? А вот этот, с ногами – его берем? А в этой ракушке никто не живет – она нам не нужна?» Нет, никакие это не юннаты, а простые школьники, и проходит сейчас совершенно обыкновенное занятие в подмосковном полевом учебном центре.

Уже тринадцать лет Ассоциация «Экосистема» на практике воплощает идею об экологическом воспитании детей – это задача, с которой школы, как правило, не справляются. Да это и понятно – как можно научить школьника любить и оберегать природу, заставляя читать скучные учебники и сидеть в душном кабинете? В «Экосистеме» считают, что это невозможно, а значит, школьников нужно выводить, вывозить и «вытаскивать» на дикую природу. Здесь можно научить настоящей биологии, географии и экологии, причем не далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной. Принцип простой: дайте детям пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, почувствовать природу, в конце концов, – и тогда они к ней сами потянутся.
Этому и посвящена вся работа полевого экологического центра «Экосистема». Детям не читают мораль о том, что природу нужно любить, оберегать и охранять, там не играют в экологию, а дают совершенно конкретные навыки: как отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения, как описывать фитоценозы, как учитывать птиц – и это лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а на практике оказывается по силам каждому. То есть суть и основа проводимой «Экосистемой» работы – это обучение школьников и их учителей методикам учебной, исследовательской и природоохранной деятельности в природе.
Для этого в Экоцентре проводятся полевые экологические практикумы: это ботаника, зоология, водная экология и ландшафтоведение. Во время занятий ребята несколько дней живут на базе центра, который находится в лесу, недалеко от реки, в природоохранной зоне. Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую – когда ребята вместе с преподавателями отправляются в лес или на реку и проверяют «в поле» то, что им только что рассказал учитель. В конце дня школьники пишут отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли. А те, кто приезжает третий-четвертый раз, выступают с докладами на вечерней конференции.
Как любит говорить директор «Экосистемы» Александр Сергеевич Боголюбов, - «Мы учим детей тому, чему их в школе не научили». По его словам, очень трудно объяснять что-либо на пальцах – гораздо проще ребенку что-то показать. А как покажешь ему в кабинете, например, рельеф речной долины или строение снежного покрова? Вот и получается, что физика и химия в школе не мыслима без практических работ и опытов, а география и биология так и остаются для школьников сухими и неинтересными предметами. Про них совершенно забыли, а ведь именно они, как никакие другие, нуждаются в показе реальных объектов. Если этого не делать, не выводить детей хотя бы в ближайший парк или на речку, трудно добиться каких-либо конкретных результатов, кроме знания теории на «пять». «Поэтому, – говорит Александр Сергеевич, – наша задача показать детям то, что вокруг них растет, бегает, прыгает и плавает».
Возьмем ситуацию в школах. Даже такой предмет, как «Экология», есть не везде. Да и нужен ли он? Ведь в школьном возрасте люди наиболее восприимчивы к чему-то новому, их легко можно увлечь идеями об улучшении окружающей среды, охране животных, заботе о природе. Предложите пятикласснику сделать кормушку для синиц, чтобы повесить за окном кабинета, и он скорее всего откликнется, да еще и с энтузиазмом. Организуйте в День Земли уборку мусора в ближайшем парке и дети полдня с веселой болтовней будут этим заниматься, а потом сами будут радоваться результатам своей работы. Дети отзывчивые, особенно если их не заставляют сидеть солнечным весенним днем за партой. Но стоит сделать подобные занятия обязательными, то есть внести в школьную программу, как энтузиазм тут же улетучивается. «Обязаловка» – самый верный способ внушить отвращение и неприятие чего-либо. То же и с экологией как обязательным предметом в школе.
Получается, что сначала учиться надо не детям, а их учителям. Именно они должны донести до школьников основы экологии так, чтобы это было интересно, понятно и наглядно, а это нужно уметь. В «Экосистеме» несколько раз в год проводятся учебно-методические семинары для учителей общеобразовательных школ, чтобы научить их тем методикам, которые они могут применять в рамках школьных и факультативных занятий сами, а не ждать, пока появится возможность привезти детей в учебный центр. «За три дня мы можем продемонстрировать учителям только то, что такое в принципе возможно: с детьми можно проводить полевые занятия в районе своей школы, – объясняет директор «Экосистемы». – Но для этого учителя должны заниматься самообразованием: читать методические пособия, руководства, пользоваться компьютерными программами. А главное – это иметь желание. Но, как правило, школьные учителя замучены стандартной учебной программой, которую они должны во что бы то ни стало «впихнуть» в детей. В то немногое оставшееся от уроков время преподавателям уже не очень хочется проводить «сверхурочные» занятия». Обычно кажется, что это процесс трудоемкий и сложный, но на самом деле, похожие полевые занятия может провести почти любой учитель, и не обязательно даже быть биологом или географом. Зимой можно отвести школьников в ближайший парк и поискать следы на снегу. Вы не найдете, конечно, следов лося или куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки, разных птиц. Летом можно сделать с детьми карту того же парка, а нужно для этого совсем не много: компас, транспортир, бумага, карандаш и пара часов времени. Зато не придется долго на пальцах объяснять ребенку, что такое азимут и загружать его сложными определениями.
Вот, например, как выглядит обычное занятие по водной экологии в «полевых условиях». В первой половине дня ребятам рассказывают о водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные могут в ней обитать и чем они отличаются друг от друга. Даже на примере одних только водных беспозвоночных можно легко объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное после этого показать школьникам все на практике. Поэтому ребят небольшой группой ведут к водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо них можно использовать и сита) отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для городских школьников такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят четвертых-пятых классов – каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это все не зря.
В лаборатории ребята рассматривают то, что поймали, под бинокулярами, считают лапы, хвосты, учатся пользоваться определителями, зарисовывают животных. А те, кто приезжает уже не в первый раз, делают самостоятельные исследования: сами делают отловы, сами выбирают темы, сами определяют животных и, пользуясь литературой, делают выводы. Например, узнав какие животные водятся в ручье, а какие в речке, можно с помощью некоторых методик определить, где вода и среда обитания лучше. "А от чего это зависит? Может, это человек повлиял?" – спрашивают дети. Отвечать на эти вопросы они учатся на занятиях, только происходит это не по сложным книжкам, а как-то естественно, само собой. Причем главное – это не заставить учеников запомнить сколько лап у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное – показать, как разнообразна природа вокруг, показать, что даже самые маленькие члены природного сообщества необходимы и приносят пользу, что изучать природу может быть интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если показать детям красоту самой маленькой жизни, то они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в десять человек хотя бы один поменяет свое отношение к природе и станет относиться к ней бережнее, то я, как учитель, считаю это своей победой.
Проблема школьного образования еще и в том, что дети во многих вещах не видят смысла, практического применения, а потому в памяти знания задерживаются недолго. Иногда спрашиваешь детей на занятии самые простые вещи из школьной программы по биологии или географии, а они не помнят даже того, что прошли на прошлой неделе. Правильно, зачем им знать, чем сосна отличается от ели, если в городе они не видят ни того, ни другого. Как им запомнить, что такое азимут, если они никогда не пробовали применить это знание в жизни? Преимущество полевых занятий в том, что все можно увидеть своими глазами. А самое важное, что городские дети почти всегда интересуются природой и тем, что с ней связано. От школьников иногда можно услышать почти анекдотические высказывания. Изучаешь с ними какую-нибудь пиявку на занятиях, а мальчик-шестиклассник спрашивает: «А вы нас научите корову доить?» Сначала вопрос кажется смешным (ну при чем тут корова, скажите на милость?), а потом думаешь: а ведь им же это интересно, они же к этому тянутся. Так почему бы не научить детей тому, чего им хочется?
Вот почему и «Экосистема» пропагандирует натуралистический подход к экологическому образованию детей. Действительно, хорошо бы и в школах, а не только в юннатских кружках и специализированных центрах внедрить методы полевого образования в таких предметах, как биология, география и экология.
Почему сейчас все столько говорят о проблеме экологического образования? Правильно, потому что естественная среда постепенно все больше и больше деградирует, а значит, процесс этот надо как-то останавливать. Экологическое образование должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая, относились к окружающему миру не так беспощадно, как их родители. Но как же дети будут защищать природу, если в своих городах они ее практически не видят и не знают, что это такое?

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |