Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Впереди речка, сзади лес, сбоку небольшой
ручей. Возле него с сачками и ситами стоят, сидят
и ползают школьники, периодически слышатся
детские голоса: «Андрей Андреевич, а это что –
пиявка? А вот этот, с ногами – его берем? А в этой
ракушке никто не живет – она нам не нужна?» Нет,
никакие это не юннаты, а простые школьники, и
проходит сейчас совершенно обыкновенное занятие
в подмосковном полевом учебном центре.
Уже тринадцать лет Ассоциация «Экосистема» на
практике воплощает идею об экологическом
воспитании детей – это задача, с которой школы,
как правило, не справляются. Да это и понятно –
как можно научить школьника любить и оберегать
природу, заставляя читать скучные учебники и
сидеть в душном кабинете? В «Экосистеме» считают,
что это невозможно, а значит, школьников нужно
выводить, вывозить и «вытаскивать» на дикую
природу. Здесь можно научить настоящей
биологии, географии и экологии, причем не
далекой и непонятной, а вполне живой и наглядной.
Принцип простой: дайте детям пощупать растения,
посмотреть на животных, залезть в реку, походить
по лесу, почувствовать природу, в конце
концов, – и тогда они к ней сами потянутся.
Этому и посвящена вся работа полевого экологического
центра «Экосистема». Детям не читают мораль о
том, что природу нужно любить, оберегать и
охранять, там не играют в экологию, а дают
совершенно конкретные навыки: как отбирать
зоопланктон, как оценивать загрязнения, как
описывать фитоценозы, как учитывать птиц – и это
лишь небольшая часть. Все это кажется сложным, а
на практике оказывается по силам каждому. То есть
суть и основа проводимой «Экосистемой» работы –
это обучение школьников и их учителей методикам
учебной, исследовательской и природоохранной
деятельности в природе.
Для этого в Экоцентре проводятся полевые экологические
практикумы: это ботаника, зоология, водная
экология и ландшафтоведение. Во время занятий
ребята несколько дней живут на базе центра,
который находится в лесу, недалеко от реки, в
природоохранной зоне. Занятия включают в себя
небольшую теоретическую часть, которую
преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую
– когда ребята вместе с преподавателями
отправляются в лес или на реку и проверяют «в
поле» то, что им только что рассказал учитель. В
конце дня школьники пишут отчет о том, что они
делали на занятии и к каким выводам пришли. А те,
кто приезжает третий-четвертый раз, выступают с
докладами на вечерней конференции.
Как любит говорить директор «Экосистемы» Александр Сергеевич Боголюбов, -
«Мы учим детей тому, чему их в школе не научили».
По его словам, очень трудно объяснять что-либо на
пальцах – гораздо проще ребенку что-то показать.
А как покажешь ему в кабинете, например, рельеф
речной долины или строение снежного покрова? Вот
и получается, что физика и химия в школе не
мыслима без практических работ и опытов, а
география и биология так и остаются для
школьников сухими и неинтересными предметами.
Про них совершенно забыли, а ведь именно они, как
никакие другие, нуждаются в показе реальных
объектов. Если этого не делать, не выводить
детей хотя бы в ближайший парк или на речку,
трудно добиться каких-либо конкретных
результатов, кроме знания теории на «пять».
«Поэтому, – говорит Александр Сергеевич, – наша
задача показать детям то, что вокруг них растет,
бегает, прыгает и плавает».
Возьмем ситуацию в школах. Даже такой предмет,
как «Экология», есть не везде. Да и нужен ли он?
Ведь в школьном возрасте люди наиболее
восприимчивы к чему-то новому, их легко можно
увлечь идеями об улучшении окружающей среды,
охране животных, заботе о природе. Предложите
пятикласснику сделать кормушку для синиц, чтобы
повесить за окном кабинета, и он скорее всего
откликнется, да еще и с энтузиазмом.
Организуйте в День Земли уборку мусора в
ближайшем парке и дети полдня с веселой
болтовней будут этим заниматься, а потом сами
будут радоваться результатам своей работы. Дети
отзывчивые, особенно если их не заставляют
сидеть солнечным весенним днем за партой. Но
стоит сделать подобные занятия обязательными, то
есть внести в школьную программу, как энтузиазм
тут же улетучивается. «Обязаловка» – самый
верный способ внушить отвращение и неприятие
чего-либо. То же и с экологией как обязательным
предметом в школе.
Получается, что сначала учиться надо не детям,
а их учителям. Именно они должны донести до
школьников основы экологии так, чтобы это было
интересно, понятно и наглядно, а это нужно уметь.
В «Экосистеме» несколько раз в год проводятся учебно-методические
семинары для учителей общеобразовательных
школ, чтобы научить их тем методикам, которые они
могут применять в рамках школьных и
факультативных занятий сами, а не ждать, пока
появится возможность привезти детей в учебный
центр. «За три дня мы можем продемонстрировать
учителям только то, что такое в принципе
возможно: с детьми можно проводить полевые
занятия в районе своей школы, – объясняет
директор «Экосистемы». – Но для этого учителя
должны заниматься самообразованием: читать методические пособия,
руководства, пользоваться компьютерными
программами. А главное – это иметь желание. Но,
как правило, школьные учителя замучены
стандартной учебной программой, которую они
должны во что бы то ни стало «впихнуть» в детей. В
то немногое оставшееся от уроков время
преподавателям уже не очень хочется проводить
«сверхурочные» занятия». Обычно кажется, что это
процесс трудоемкий и сложный, но на самом деле,
похожие полевые занятия может провести почти
любой учитель, и не обязательно даже быть
биологом или географом. Зимой можно отвести
школьников в ближайший парк и поискать следы на
снегу. Вы не найдете, конечно, следов лося или
куницы, зато можно увидеть следы белки, собаки,
разных птиц. Летом можно сделать с детьми карту
того же парка, а нужно для этого совсем не много:
компас, транспортир, бумага, карандаш и пара
часов времени. Зато не придется долго на пальцах
объяснять ребенку, что такое азимут и загружать
его сложными определениями.
Вот, например, как выглядит обычное занятие по
водной экологии в «полевых условиях». В
первой половине дня ребятам рассказывают о
водоемах, о свойствах воды, о том, какие животные
могут в ней обитать и чем они отличаются друг от
друга. Даже на примере одних только водных
беспозвоночных можно легко объяснить, что все в
природе взаимосвязано и взаимозависимо. Главное
после этого показать школьникам все на практике.
Поэтому ребят небольшой группой ведут к
водоемам, где они сами с помощью сачков (вместо
них можно использовать и сита) отлавливают
мелких животных, чтобы потом принести их в
лабораторию. Для городских школьников такие
занятия бывают настоящими откровениями: как
много всего шевелится, ползает и плавает в
небольшом ручье! Особенно это удивляет ребят
четвертых-пятых классов – каждое пойманное в
сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает
крики радости. Когда смотришь, с каким упоением
они готовы залезать по колено в воду, копаться в
иле в поисках своей добычи, как бережно они
отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что
это все не зря.
В лаборатории ребята рассматривают то, что
поймали, под бинокулярами, считают лапы, хвосты,
учатся пользоваться определителями,
зарисовывают животных. А те, кто приезжает уже не
в первый раз, делают самостоятельные
исследования: сами делают отловы, сами выбирают
темы, сами определяют животных и, пользуясь
литературой, делают выводы. Например, узнав какие
животные водятся в ручье, а какие в речке, можно с
помощью некоторых методик определить, где вода и
среда обитания лучше. "А от чего это зависит?
Может, это человек повлиял?" – спрашивают дети.
Отвечать на эти вопросы они учатся на занятиях,
только происходит это не по сложным книжкам, а
как-то естественно, само собой. Причем главное –
это не заставить учеников запомнить сколько лап
у паука-серебрянки, чем дышит двустворчатый
моллюск и что ест личинка стрекозы. Главное –
показать, как разнообразна природа вокруг,
показать, что даже самые маленькие члены
природного сообщества необходимы и приносят
пользу, что изучать природу может быть
интереснее, чем играть в компьютерные войны. Если
показать детям красоту самой маленькой жизни, то
они полюбят и весь мир вокруг. И если из группы в
десять человек хотя бы один поменяет свое
отношение к природе и станет относиться к ней
бережнее, то я, как учитель, считаю это своей
победой.
Проблема школьного образования еще и в том, что
дети во многих вещах не видят смысла,
практического применения, а потому в памяти знания
задерживаются недолго. Иногда спрашиваешь
детей на занятии самые простые вещи из школьной
программы по биологии или географии, а они не
помнят даже того, что прошли на прошлой неделе.
Правильно, зачем им знать, чем сосна отличается
от ели, если в городе они не видят ни того, ни
другого. Как им запомнить, что такое азимут, если
они никогда не пробовали применить это знание в
жизни? Преимущество полевых занятий в том, что
все можно увидеть своими глазами. А самое важное,
что городские дети почти всегда интересуются
природой и тем, что с ней связано. От школьников
иногда можно услышать почти анекдотические
высказывания. Изучаешь с ними какую-нибудь
пиявку на занятиях, а мальчик-шестиклассник
спрашивает: «А вы нас научите корову доить?»
Сначала вопрос кажется смешным (ну при чем тут
корова, скажите на милость?), а потом думаешь: а
ведь им же это интересно, они же к этому тянутся.
Так почему бы не научить детей тому, чего им
хочется?
Вот почему и «Экосистема» пропагандирует
натуралистический подход к экологическому
образованию детей. Действительно, хорошо бы и в
школах, а не только в юннатских кружках и
специализированных центрах внедрить методы
полевого образования в таких предметах, как
биология, география и экология.
Почему сейчас все столько говорят о проблеме
экологического образования? Правильно, потому
что естественная среда постепенно все больше и
больше деградирует, а значит, процесс этот надо
как-то останавливать. Экологическое образование
должно способствовать тому, чтобы дети, вырастая,
относились к окружающему миру не так беспощадно,
как их родители. Но как же дети будут защищать
природу, если в своих городах они ее практически
не видят и не знают, что это такое?