ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 3. Технология обустройства троп*

3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными физическими возможностями

Я.И. Орестов

Официальных (нормативных) документов, касающихся благоустройства маршрутов для людей с ограниченными физическими возможностями применительно к рекреационным территориям, нет, или они дают очень общие рекомендации. Но мировой опыт позволяет сформулировать несколько основных принципов решения этого вопроса.

При этом следует разделить людей с ограниченными физическими возможностями передвижения и людей с ограниченными физическими возможностями восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие).

Посетители с ограниченными физическими возможностями передвижения

Для этой категории посетителей важна прежде всего комфортность передвижения. Ширина дорожки, по которой передвигаются инвалиды-колясочники, должна составлять 1,5 м и более (для обеспечения разъезда колясок). Следует избегать сильных уклонов – предельный уклон следует принимать в 4–6% (4–6 см на 1 погонный метр). В случае необходимости устройства пандуса (очевидно, что лестницы для инвалид ной коляски почти непреодолимы) за 5–10 м до него следует поставить предупреждающий знак, например: «Осторожно! Впереди пандус длиной 6 м!». Почему следует указать длину пандуса и, может быть, дополнительно его характеристику: «крутой», «пологий»? Потому что только при этом условии инвалид – колясочник, если он следует один, без со провождающего, сможет рассчитать свои силы, особенно на подъеме по пандусу.

Покрытие тропы должно обеспечивать нормальный проезд инвалидной коляски. Колеса у этого вида транспорта обычно узкие, и во избежание их пробуксовывания рекомендуется применить наиболее твердое из возможных покрытий. Так, подходят асфальт, плитка, природный камень по бетону, очень хорошо утрамбованная ПГС (песчаногравийная смесь).

Не подходят: торцовые дорожки, деревянные настилы с продольным расположением досок, пошаговые дорожки.

Использование информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности. Стенды должны располагаться таким образом, что бы при подъезде к ним коляска освобождала дорогу, а не становилась поперек нее, так как это может затруднить проезд тех, кто следует за посетителем. Для этого стенды следует размещать не у самой тропы, а в специально устраиваемых «карманах» площадью 5–6 м2, также имеющих твердое покрытие.

На этих площадках-карманах следует предусмотреть скамейки для сопровождающих лиц и навес достаточной длины и ширины, чтобы под ним можно было укрыть коляску инвалида в непогоду.

Восприятие информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности – формат надписей на стендах, размер и стиль шрифтов следует предусматривать такими, чтобы даже самые мелкие из них читались без напряжения из сидячего положения и с расстояния 2–2,5 м.

Одна из важнейших задач – обеспечение безопасности инвалидов-колясочников и, прежде всего, ориентирование их на территории. Желательно сделать частый пикетаж – указание расстояния от начала маршрута. Повторение на каждой развилке схемы тропы с указанием местонахождения посетителя в данный момент и перечислением телефонов служб экстренной помощи, в том числе и дежурного ООПТ или другого ответственного лица. Об отсутствии мобильной связи на той или иной части территории должно быть вывешено предупреждение как у входной группы с указанием таких районов на план-схеме, так и на самой тропе на границе сети, например: «Осторожно! На протяжении следующих 700–800 м может отсутствовать мобильная связь!» В идеале следует вести учет инвалидов-колясочников, выезжающих на экотропу, и контролировать их безопасное возвращение.

При проектировании специализированной тропы для инвалидов-колясочников необходимо стараться сделать ее закольцованной. Она не должна быть длиннее 3–4 км. При большей длине тропу стоит рекомендовать к прохождению только с сопровождающим лицом.

Требования, предъявляемые к стендам, с целью обеспечить удобство восприятия для людей с ограниченной подвижностью

  • По возможности стенды должны устанавливаться в местах, доступных для людей с ограниченной подвижностью.
  • Высота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство восприятия для всех посетителей, в том числе и для людей, перемещающихся в инвалидных колясках. В соответствии с рекомендациями Службы национальных парков США, высота расположения стандартных стендов должна быть 75–85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объявлений должны быть расположены на высоте 60–70 см, в зависимости от размера стенда.
  • Высота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство восприятия для всех посетителей, в том числе и для людей, перемещающихся в инвалидных колясках.
  • В соответствии с рекомендациями Службы национальных парков США, высота расположения стандартных стендов должна быть 75–85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объявлений должны быть расположены на высоте 60–70 см, в зависимости от размера стенда.
  • Стенды должны быть установлены на ровных площадках с твердым покрытием.
  • Вне зависимости от своих физических возможностей посетители должны иметь возможность видеть все особенности и красоты представляемого участка природного объекта, описываемые на стендах.

Настоящие требования разработаны сотрудниками Центра «Харперс Фери» Отдела маршрутных стендов Службы национальных парков США.

Большое значение имеет и снабжение инвалидов-колясочников бук летами с внятно исполненной картой-схемой территории и также снабженной перечнем телефонов.

Помните: проектируя тропу, вы в большей степени отвечаете за безопасность тех, кто будет ею пользоваться!

Посетители с ограниченными физическими возможностями восприятия

Слабовидящие и незрячие люди воспринимают окружающий мир прежде всего на слух и тактильно. Это сильно ограничивает их возможности ориентирования в пространстве, и именно это, в первую очередь, должно учитываться при проектировании. Задачу устройства специализированных троп для этой категории посетителей можно разделить на 2 части.

1. Трассировка тропы, обеспечение удобства ориентирования, необходимое благоустройство

Прежде всего, следует рекомендовать устраивать тропы для незрячих и слабовидящих людей на охраняемых участках, максимально защищенных от вандализма. Связано это с необходимостью установки специальных устройств – информационных и ориентировочных, стоящих значительно дороже, чем носители информации для зрячих людей.

Трассировка не должна быть запутанной или усложненной: хорошо, если трасса запомнится незрячему посетителю с первого знакомства с ней на рельефном плане входного стенда.

Закольцованная тропа, с одним или двумя диагональными ходами, общей протяженностью 1–2 км, – вот хорошая придержка для проектирования.

Конечно, из этого правила могут быть исключения: так, вместо протяженной тропы можно создавать учебно-экологические площадки с четко обозначенной внешней границей.

Граница тропы или площадки должна быть четкой и внятной для человека, который нащупывает ее концом трости. Бортовой камень, если он необходим, следует укладывать под углом 45 градусов и более к вертикали, так как при этом сложнее споткнуться о выступающее препятствие. Ширина должна быть не менее 1 м, что обеспечивает удобное передвижение незрячего человека с сопровождающим.

Большие возможности для ориентирования незрячих и слабовидящих дает правильный выбор дорожного покрытия.

В некоторых европейских странах стало правилом снабжать перекрестки дорог специальной плиткой, рельеф которой показывает незрячему человеку оптимальное направление движения (обычно это плитка с продольными полосками).

Фото 3.9. Входной стенд с рельефным планом тропы (Гилмор Арборетум. Голландия)

На поворотах устанавливаются плитки с другим (обычно пупырчатым) рельефом. В легкой обуви рельеф хорошо чувствуется ступней, кроме того, полоски на плитке хорошо «ловятся» концом трости и она скользит по ним, как по полозьям. Плитка обычно выбирается белого цвета, который выглядит контрастно среди обычных дорожных покрытий и достаточно заметен для слабовидящих людей.

Другой вариант подходящих покрытий обращен к обостренному слуху незрячих людей. Сыпучее, «хрустящее» покрытие из гравия, мраморной крошки, гранитной крошки, ракушечника подсказывает посетителю, правильной ли тропой он идет. Здесь также следует стараться предусмотреть контрастную по отношению к окружающим дорожным покрытиям или газону окраску.

Ориентирующую роль играет также и специализированный бортик (обычно с правой стороны), также нащупываемый концом трости.

Такой бортик может быть устроен из досок или синтетического матери ала в виде полосы шириной 10–15 см «на ребре». Если трасса дорожки хорошо чувствуется ногой (по характеру покрытия), то допустимо в качестве предупреждающего знака вводить спецэлементы (бортик или отрезок доски) только перед поворотами, стендами, площадками отдыха и т.д. Следует принять за правило, что везде, где может возникнуть неясность в дальнейшем направлении движения или расположении информационных элементов, необходимо устанавливать специальные указатели с информацией азбукой Брайля.

Фото 3.10. Белая рифленая плитка у входа на экотропу для незрячих людей (Гилмор Арборетум. Голландия)

Лестницы следует заменять пандусами, при этом подход к ним за 2–3 м должен предупреждаться заранее оговоренным образом – сменой покрытия или указателем.

Желательно, чтобы пространственная структура территории, на которой устраивается тропа для незрячих людей, представляла собой открытое или полуоткрытое пространство и контролировалась зрячим ответственным лицом, готовым оказать помощь незрячему.

Фото 3.11. Дорожка из ракушечника и указательные столбики с надписью азбукой Брайля.
Отрезок ствола справа показывает, что впереди указатель (Гилмор Арборетум. Голландия)

В идеале, тропа может быть оборудована аудиоустройствами – говорящими «маяками».

Незрячим посетителям могут выдаваться путеводители с текстами Брайля. Так как такие буклеты заметно дороже, чем печатные, обычно оговаривается возвращение путеводителя после завершения экскурсии.

2. Специализированная подача информации об окружающей среде

Что можно рассказать незрячему или слабовидящему человеку об окружающей природной среде? Основная задача – перевести зрительные образы в форму, доступную для тактильного или аудиовосприятия, и связать определенные образы с экопросветительской информацией.

Так, для этого контингента посетителей можно подготовить ряд стендов, рассчитанных на восприятие осязанием: там можно разместить, например, ветки и плоды деревьев, кору деревьев разных видов. Вся ин формация о них должна подаваться текстами Брайля или рельефными изображениями. Наиболее комфортная для посетителей форма подачи в виде наклонного невысокого стенда – от 70 см до 1 м, габариты стенда должны быть такими, чтобы до дальней его стороны можно было дотянуться без труда. Это примерно 60–70 см.

Следует учитывать, что материал для тактильного (осязательного) восприятия недолговечен (за исключением фрагментов стволов деревьев и т.п.), и требуется иметь достаточный запас, чтобы в оперативном порядке возобновлять и восстанавливать экспозиции.

Важную роль играют аудиообразы. Прежде всего это голоса птиц – специальные прикормочные площадки, оборудованные стендами с ин формацией о «лесных певуньях» и образцами голосов птиц (аудио стенд). Это позволят незрячему человеку выделить отдельные из них в общем хоре.

Фото 3.12. Искусственное гнездо на дереве соединено пневматикой с помпой на дорожке.
Наступив на помпу, посетитель слышит голос птицы. (Гилмор Арборетум. Голландия).

Приятной для незрячих людей может стать возможность кормить с руки белок.

Учебно-экологические площадки для незрячих людей обычно содержат стенды и специальные столы, на которых можно тренироваться в посадке растений. Они должны снабжаться необходимыми орудиями труда.

Восприятие зрячего и незрячего человека сильно отличается. В связи с этим, проектные предложения должны быть согласованы с местным отделением Всероссийского общества слепых и экспертами из числа незрячих людей.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *