ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 8. Разработка концепции визит-центра*

8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском природном заповеднике (Казахстан)

Ярослав Антонюк

В центре Евразии сохранились уникальные места, где голос живой природы звучит так же естественно и гармонично, как сотни и тысячи лет назад. Одно из них – Аксу-Жабаглинский природный заповедник республики Казахстан, основанный в 1926 году и являющийся старейшим в Центральной Азии. В рамках проектов Глобального Экологического Фонда (GEF) была разработана программа по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня, включающая создание визит-центра заповедника на базе музея природы. Для разработки концепции были приглашены российские специалисты из ЭкоЦентра «Заповедники».

Их предложения легли в основу огромной работы по оформлению визит-центра, реализованной архитектурно-художественной мастерской «ARTIDEA» из Астаны.

Данный проект стал для нашей творческой группы серьезным испытанием, так как подобного опыта в Казахстане и странах СНГ не было. Дополнительные трудности создавались финансовыми и временными ограничениями, из-за чего некоторые детали приходилось корректировать в ходе исполнения проекта.

Согласно концепции весь визит-центр был разделен на пять основных функциональных зон: большой зал-фойе, зал биоразнообразия, музей природы, комната натуралиста, комната для интерактивных занятий с детьми. К сожалению, из-за недостаточного финансирования пришлось отказаться от оригинальной смотровой площадки и небольшого кафе, задуманного в форме юрты.

В Большом зале-фойе размещен объемный макет территории заповедника, наглядно демонстрирующий изменения ландшафтов Западного Тянь-Шаня на высотах от 1300 до 4200 метров. Живописные композиции «Ленты времени» увлекательно рассказывают о далеком прошлом и времени настоящем. «Лента времени» делит стены зала на пять частей, придавая всей росписи объем и панорамность.

Специальный стеклянный стенд вмещает экспонаты, найденные на территории заповедника: различные виды лишайников, сланцы с отпечатками рыб и даже несколько видов зубов древних акул, так как миллионы лет назад на территории заповедника было огромное море. Следующая композиция – фотографии на стекле – составлена из археологических находок, сделанных на палеонтологическом участке хребта Каратау. Это древняя птица-ящер, черепаха, насекомые и отпечатки древней рыбы.

Особый интерес вызывает макет детеныша зауролофа (Saurolophus), одного из самых распространенных динозавров, живших миллионы лет назад. Динозаврик стал своеобразным смысловым и эстетическим центром зала и очень нравится детям, приходящим в музей.

В витринах и стендах этнографического раздела мы постарались отразить особенности древней культуры Казахстана. Тематическая композиция «Великий Шелковый путь» повествует о старинной торговой магистрали. Для росписи мы взяли самую известную архитектурную постройку – храм Кож-Ахмета Яссауи в Туркестане, который до сих пор остается второй Меккой для всех верующих. На росписи эффектно смотрятся маленькие кусочки шелкографии, в витринах помещены старинные монеты тех времен, осколки глиняной посуды.

Фотографии и витрины с минералами в заключительной части экспозиции «Лента времени» рассказывает о самом заповеднике, его природных зонах, геолого-палеонтологических особенностях. Освещают Центральный зал спрятанные в потолке и вдоль стен лампы, три напольных светильника, предусмотрена дополнительная подсветка для карты и дерева спонсоров. Несмотря на небольшое пространство, зал, как заметили многие специалисты, выглядит просторным и светлым.

В Зале биоразнообразия мы постарались показать богатейший мир флоры и фауны заповедника. На фоне живописных горных пейзажей размещены шесть тематических стендов. Продуман графический дизайн каждого раздела, подобран емкий и лаконичный текст, сопровождаемый прекрасными авторскими фотографиями. В Красной книге заповедника, оснащенной перекидными листами (120 х 70 см) представлены материалы о редких и исчезающих видах растений и животных. В центральной части зала установлены три объемных макета, рассказывающих о формировании гор Западного Тянь-Шаня, о строении ледников и о том, как образовались подземные пещеры. Последний макет сделан с внутренним освещением для усиления зрительного эффекта восприятия сталактитов и сталагмитов.

Своеобразным аккордом на белой фактурной стене стала объемная карта «Особо охраняемые природные территории Казахстана». По желанию посетителей с пульта управления можно «включить» ту или иную природную территорию.

Самый большой и наиболее важный раздел визит-центра – это, конечно, Музей природы, где помещены основная экспозиция диорам с экспонатами чучел животных. Этот зал требовал значительной реставрации всех имеющихся диорам, замены многих чучел, а также ремонта и нового дизайна помещения. Цветовая гамма стен решена в приглушенных зеленых тонах и гармонирует со светло-коричневыми оттенками напольной плитки со встроенным островком фактурных речных камней.

Несущую колонну в центре зала мы превратили в дерево. Образцом послужила арча – один из характерных видов деревьев заповедника.

Автор этой композиции Садвокас Султанов. Сидящий на ветке филин по-хозяйски зорко наблюдает за всем происходящим вокруг. На удобных сиденьях, установленных вокруг дерева, посетители могут отдохнуть и послушать щебет птиц.

Из Зала природы можно попасть в комнату для интерактивных занятий с детьми. Здесь собраны экологические игры, компьютерные программы для развития у детей познавательных способностей, рассказывающие маленькому посетителю музея о большом мире окружающей его природы. Чтобы увлечь ребят, по собственным эскизам мы сделали стол с отверстиями, через которые ребенок должен на ощупь определить, какое животное в руках он держит, а также несколько декоративных игровых композиций. Интерьер помещения раскрасили в яркие, контрастные тона.

В последнем помещении визит-центра оборудован кабинет натуралиста. Малый размер комнаты осложнял задачу размещения всего собранного за несколько десятилетий материала. Стены оформлены увеличенными фотографиями гор и растений заповедника. Здесь размещены коллекции энтомолога и ботаника, отдельные экспонаты показаны крупным планом, в среде естественного обитания (ствол дерева, мох). Атмосферу научной деятельности дополняет стол с бинокулярным аппаратом, монографии, полевая сумка и сачок энтомолога.

Выходя из здания, посетители попадают на детскую игровую площадку, где старые деревья, камни и песок превращены в красивые композиции и течет вода по неглубокому каналу, а на деревянном столбе вырезаны рисунки следов животных.

Во дворе разместились скульптура снежного барса и символ заповедника – композиция «Тюльпан». При входе в визит-центр установлены два информационных стенда, демонстрирующих маршруты экологических троп и основные достопримечательности заповедника.

Творческая деятельность – непростой процесс, она требует глубокого и вдумчивого анализа создаваемого тобой образа и понимания устремлений коллег. Работа по созданию визит-центра позволила всем членам творческого коллектива «ARTIDEA» приобрести бесценный опыт совместного творчества, максимально раскрыть свои способности.

В нашей группе царило взаимопонимание и сотрудничество, но реализация проекта была бы невозможна без поддержки директора и коллектива заповедника, помощи жителей аула Жабаглы и участников проекта по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня.

Не менее важными для каждого стали незабываемые впечатления от редкого по красоте и богатству заповедника «Аксу-Жабыглы». Мы почувствовали, как движется жизнь в воздухе, на земле, под водой, ощутили разницу между средой обитания человека и первозданной природой. И – самое главное – мы не вторглись в ее пределы, не нарушили естественного равновесия, а приняли участие в решении важных задач экологического просвещения.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |