ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах*

4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская Тропа»

М.С. Иванов, А.Я. Сукнев

Одним из действующих в настоящее время проектов по развитию экологического туризма в Байкальском регионе является проект «Большая Байкальская тропа» (ББТ). Проект направлен на создание основы для развития экологического туризма – сети троп вокруг озера Байкал, построенных по международным стандартам.

Проект «Большая Байкальская тропа» официально «стартовал» в 2002 году. Этому предшествовали несколько лет работы, направленной на установление устойчивых партнерских связей с коллегами из США и Канады, на освоение и адаптацию международного опыта по строительству экологических троп.

Проект «Большая Байкальская тропа» принципиально отличается от многих подобных проектов, имевших место в Байкальском регионе и в других районах России. Главное отличие – привлечение к строительству тропы волонтеров, то есть людей, готовых выполнять достаточно тяжелую физическую работу на заранее оговоренных условиях, не предусматривающих оплату труда.

История «Большой Байкальской Тропы»

Идея создания ББТ возникла в 1997 году во время реализации проекта «B&B&B» (“Bed and Breakfast and Baikal”) в рамках проекта ROLL Агентства США по международному развитию (US AID). До этого времени идея создания Кругобайкальской тропы высказывалась не раз.

В частности, о ней говорил Олег Кириллович Гусев.

О.К. Гусев – известный писатель, фотограф, ученый – проработал в Баргузинском заповеднике более 30 лет, был инициатором Байкало-Ленского заповедника. После посещения Аппалачской тропы в США Олег Кириллович понял, что создание системы троп на Байкале может помочь делу его охраны. Иркутский турист и писатель Валентин Брянский также, начиная с 70-х годов, продвигал идею создания кольцевой тропы вокруг Байкала.

В 2000 году идея тропы была поддержана Эдом Ги (Ad Gee) – заместителем главного лесничего водосборного бассейна озера Тахо (США).

В 2001 году делегация с озера Тахо побывала на Байкале для ознакомления с возможностью реализации проекта. В 2002 году были получены гранты на развитие идеи ББТ от ФРАЭК USAID и Службы леса США.

Организованы обмены российскими и американскими специалистами – в них приняли участие 12 человек.

В США создано восемь национальных троп, история их строительства насчитывает 80 лет. В России троп подобного масштаба пока нет.

Возможно, ББТ станет первым таким проектом.

Практическим строительством троп участники проекта ББТ занимаются с 2003 года. В летний сезон 2003 г. в работах по экологическому благоустройству ББТ приняли участие 136 волонтеров: 87 человек из России и 49 человек из 12 стран мира (США, Великобритания, Бельгия, Ирландия, Канада, Франция, Германия, Испания, Словакия, Тунис, Дания, Голландия).

Было реконструировано и построено 70 км троп. В 2004 году число волонтеров увеличилось втрое, а протяженность улучшенных и новых участков троп достигла 155 км. В 2005 году реализовано более 30 локальных проектов по строительству троп. Более того, ББТ начинает передачу своего российского опыта на Камчатку. Главными партнерами ББТ остаются общественные организации: «Остров Земля» (Сан-Франциско), «Корпус Земли» (Сиэтл), «Байкал План» (Дрезден).

«Большая Байкальская тропа» как основа развития экологического туризма в Байкальском регионе

«Большая Байкальская тропа» – это система троп общей протяженностью в перспективе около 2000 километров. Она объединяет туристическую инфраструктуру, обеспечивающую удобное безопасное передвижение туристов по побережью Байкала.

В широком понимании, ББТ – это экологическая стратегия и экономическая тактика туристского освоения озера Байкал.

В узком смысле, идея ББТ подразумевает, что природная среда, элементы ее биоразнообразия станут «туристическим продуктом», созданным на принципах безопасности для природы Байкала и самих путешественников.

Тропы, подобные ББТ, становятся экотуристическим продуктом как во время их проектирования и строительства, так и во время их эксплуатации.

В первом случае, во время строительства тропы, международные и отечественные группы волонтеров, так или иначе, являются экотуристами, которые также, как и все остальные, нуждаются в размещении, пользуются всеми видами транспорта, покупают сувениры, получают визы и т.д. Кроме того, они могут по купать дополнительные туристские услуги, не связанные с их добровольческим вкладом.

Обычная практика – приглашение волонтера по туристской визе на 30 дней.

Из них 5–7 дней уйдет на дорогу, 14 – на участие в добровольческом проекте и 7–10 дней на короткий экотур, который туристы могут приобрести у местных туристских фирм или спланировать самостоятельно, используя туристические путеводители.

Во втором случае, во время эксплуатации тропы, маршруты используются классическими туристами – любителями пешеходных прогулок и многодневных переходов, любителями верховой езды, велосипедистами, любителями лыжных прогулок в зимнее время.

Тропа имеет большой коммерческий потенциал, реализация которого зависит от улучшения ее качества, рекламы, активного продвижения на рынок туристических предложений. Она открывает новые возможности в том числе для пенсионеров и для людей с ограниченными возможностями. Некоторые участки мо гут быть построены по стандартам для маломобильных групп, включая инвалидов-колясочников. Другие тропы позволят передвигаться на горных велосипедах или на конях, оленях, яках, верблюдах.

Проект ББТ мыслится как многоцелевой и долгосрочный (2002– 2020 гг.). В процессе его реализации предполагаются:

  • создание самоподдерживающегося механизма вовлечения местных сообществ в организацию экотуризма;
  • организация независимого мониторинга состояния Байкальского побережья силами экотуристов, волонтеров и местного населения.

ББТ – проект социально значимый. Он создаст условия для «актив ной» туристской жизни маломобильных групп населения, для экологического воспитания и просвещения представителей различных целевых групп (особенно – молодежи), вовлеченных на условиях волонтерства в строительство и поддержание троп .

ББТ – это бренд, маркетинговая идея для продвижения региона на экотуристический рынок России и мира.

ББТ – это новый для России вид туризма – волонтерский туризм. В Англии его называют Conservation holydays (природоохранные каникулы).

ББТ – это не только строительство и улучшение троп, но и другие волонтерские проекты: восстановления лесов, мест нереста рыбы, разрушенных памятников культуры, другие социально значимые проекты.

ББТ – это содействие сохранению и возрождению национальной культуры малочисленных народов Байкальского региона.

ББТ как образовательный проект

В Сиэтле (США) у Ассоциации ББТ есть партнер – некоммерческая негосударственная организация «Корпус Земли» – со штатом в 10 чело век и двенадцатилетней историей. Бригадиры ББТ проходят стажировки в «Корпусе» уже четвертый год. «Корпус» может мобилизовать за один день до 500 человек, а за год через их проекты проходят не меньше десяти тысяч добровольцев. Большая часть проектов связана со строительством и содержанием троп в штате Вашингтон, но есть и другие проекты, например, очистка Сиэтла от английской лианы: когда-то завезенное из туманного Альбиона экзотическое растение стало настоящим убийцей местных видов деревьев. Волонтеры корпуса восстанавливают также места нерестилищ лосося, водно-болотные угодья и проводят многие другие работы. «Корпус Земли» работает с государственными агентствами и поддерживается бизнесом. Заслужив репутацию добросовестного и эффективного партнера, «Корпус» без труда выигрывает заявки и получает работу от городской администрации.

Этот эффективный американский опыт уже четвертый год используется на Байкале. Простые алгоритмы можно бесконечно тиражировать, как это и происходит у нас на «Большой Байкальской тропе». Обученные в Сиэтле бригадиры становятся тренерами, проводниками идей и технологий Тропы на Байкале. Традиционными стали семи нары в Листвянке, где в течение трех дней проходят обучение но вые лидеры-бригадиры для строительства троп.

Практика показывает, что число волонтеров на ББТ можно увеличить вдвое или втрое, но нужны квалифицированные бригадиры и переводчики, нужна хорошая материальная база, нужны инструменты, нужны специалисты по пиару и фандрайзингу. Нужно учить способных молодых ребят проектной деятельности.

Каждый локальный проект это отдельный бюджет, это управление персоналом и ресурсами, это взаимодействие с бизнесом и представителями власти. Если человек научился самостоятельно планировать проект по строительству тропы и управлять добровольцами, то этот навык он уже сможет применить в других сферах деятельности. Практика, полученная в проектах Большой Байкальской Тропы, только начало персонального роста для «байкальских менеджеров», практическая школа лидеров для устойчивого развития.

В образовательной системе США и Европы существует такое понятие, как социальная служба (social service): строительство троп и практический опыт участия в других социальных проектах идет в зачет школьникам и студентам. Без такого опыта сложно претендовать на поступление в колледж или университет, сложно устроится на работу.

Человек, имеющий добровольческий опыт и практические навыки, по лученные в различных проектах, будет всегда иметь преимущества перед другими соискателями. Использование и продвижение положи тельного опыта волонтерской работы будет содействовать развитию социальной службы и социального партнерства в России. Волонтерские организации не заменят специальных служб, профессионально занимающихся бытовым обслуживанием города, социальным сервисом или управлением лесом, но могут значительно помочь этим службам в их работе.

Тропа – межсекторное взаимодействие

Во время подготовки рабочих лагерей, особенно при начале новых проектов строительства участков троп, стало заметно, что лучшая возможность избежать конфликтов во время строительства и эксплуатации тропы – предварительное обсуждение ее местоположения и фор мата использования со всеми заинтересованными сторонами. Часто за одним столом собираются представители местной власти, ООПТ, бизнеса, некоммерческие организации, местные жители. Возникает много вопросов, идет живое обсуждение. В итоге появляется договор, который удовлетворяет все стороны.

Ассоциация ББТ работает с теми, кто просит о помощи. Волонтерские бригады никогда не появятся там, где нет договора с хозяином участка. В первую очередь тропы должны быть безопасны для природы Байкала. Именно с этой позиции мы начинаем каждый проект. Технологии создания тропы также пред полагают минимизацию воздействия на живую природу. Так или иначе, тропы вокруг Байкала есть, и по ним ходят люди. Где-то их много, где-то они не частые гости. От количества посетителей зависит, какой будет ширина тропы, ее покрытие.

Строительство хороших троп позволяет сократить число троп спонтанных и тем самым сохранить остальной ландшафт, предотвратить эрозию почвы, восстановить уже разрушенные участки, создать зоны покоя для диких животных. Хорошо спланированная и построенная тропа позволяет учесть интересы всех заинтересованных сторон.

После нескольких лет работы проекта «Большая Байкальская тропа» становится очевидным, что альтернативы строительству троп у Байкальского региона нет, и рано или поздно такой проект должен был бы появиться. Любые работы по территориальной организации экологического туризма нужно начинать именно с его основы – создания эко логических троп.

«Большая Байкальская тропа» – молодой проект. Мы работаем не только над организацией локальных проектов в разных местах Байкальского региона: мы хотим реализовать идею национальной системы троп России. ББТ – первая система троп, ей всего четвертый год. Когда-нибудь в нашей стране появятся системы троп на Урале, Камчатке, Алтае, Кавказе. Возможно, что будут построены трансграничные тропы, которые свяжут Россию с Монголией или Финляндией. Поживем – увидим: все только начинается… Присоединяйтесь!!! www.greatbaikaltrail.ru

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *