Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Глава 7. Разнообразие тем и
методов работы на экотропах*
7.3. Опыт проведения экологических
экскурсий в Лазовском заповеднике
О.Ф.Хохрякова
Лазовский заповедник в своей работе по
экологическому просвещению большое внимание
уделяет экскурсионной деятельности, в которой
участвуют самые различные группы населения.
Основными экологическими тропами являются:
тропа по острову Петрова, известному своим
биологическим разнообразием, археологическими
памятниками и, конечно, реликтовой тисовой рощей,
и тропа по морскому берегу из бухты Петрова в
бухту Песчаная. В год по этим маршрутам
проводится около 300 экскурсий. В основном это обзорные
и тематические экскурсии: геоботанические,
орнитологические, морские. Также проводятся
специализированные экскурсии и на других
маршрутах силами сотрудников
эколого-просветительского или научного отдела.
Большое внимание уделяется экскурсиям для
детей. Поскольку основные маршруты расположены
достаточно далеко от центральной усадьбы,
экскурсии для детей в холодное время года
проводятся в дендропарке. Он разбит в
центральной усадьбе. Площадь дендропарка
составляет около одного гектара. В нем
представлены наиболее распространенные виды
деревьев и кустарников.
Приведем примеры занятий в дендропарке для
детей разных возрастов.
Все занятия начинаются с упражнений,
направленных на создание благоприятной
атмосферы в группе участников.
«Мое дерево»
Возраст: 6–8 лет
Цель: Познакомить детей с характерными
признаками деревьев, развивать любовь к живому.
Оборудование: Гербарные листы (мы заменяем
их рисунками или ксерокопиями листьев), бумага,
краски, карандаши.
Ход занятия:
Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся
за руки и встанем в круг. Передаем друг другу
энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это
рукопожатие передается от человека к человеку по
цепочке.
Пошлите энергию сначала в одном направлении,
затем в другом. Затем посылайте энергетический
импульс в обе стороны. Затем приступайте к самому
главному - посылайте энергию с закрытыми глазами,
а через 10 секунд – в оба конца.
Игра «Похлопали – потопали». Ведущий
рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет –
топают. Например,
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими
глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из
листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– В лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля
будет красивее.
«Найди свое дерево». Дети делятся на пары.
Один из играющих закрывает глаза (если есть
возможность, то глаза закрываются повязкой), а
второй подводит его к дереву и просит потрогать
его. При этом он может задавать вопросы о
структуре коры, наростах, предполагаемых
размерах дерева, его возрасте и т.д. После
нескольких минут знакомства «слепого» отводят
от дерева, снимают повязку и просят найти свое
дерево. Затем игроки меняются ролями.
«Портрет дерева». Еще раз вернитесь к
своему дереву и внимательно его рассмотрите,
погладьте, послушайте. Если экскурсия проходит
весной, можно послушать сердцебиение
(сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или
просто приложившись ухом к стволу. Обратите
внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья,
цветки или плоды (если они есть). Спросите детей,
смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом
месте. Предложите детям, вернувшись в помещение,
нарисовать или склеить портрет дерева (можно для
этого подобрать листья, сделать рисунок коры,
наложив лист бумаги на кору и раскрасив его
простым карандашом).
Сдвоенное занятие-экскурсия «Осенние
краски»
Возраст: 9–11 лет.
Цель: Познакомить детей с основными
лесообразующими породами, явлением листопада,
научить смешивать основные краски, развивать
любовь к живому.
Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист
полиэтилена или клеенки.
Ход занятия:
1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две
группы, каждая группа поочередно называет
приметы осени.
2. Поиск листьев. Каждая группа получает задание
и выполняет его:
а) найдите три желтых листа, разных по форме,
б) найдите три красных листа, разных по форме,
в) найдите три зеленых листа, разных по форме
г) найдите три бурых листа, разных по форме,
д) найдите семя, умеющее летать,
е) найдите три любых семени,
ж) найдите дерево без листьев,
з) найдите самое зеленое дерево.
3. Определите, каким растениям принадлежат
найденные вами листья. Для определения можно
использовать гербарные листы и подсказки
экскурсовода.
4. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают,
почему осенью листья меняют окраску и опадают.
Также выстраивается график, отражающий время
наступления листопада у разных деревьев (какие
деревья теряют листья раньше, какие позже).
5. «Радуга». Дети выкладывают все собранные
листья на клеенку в порядке изменения цвета – от
зеленого до коричневого. Представители от каждой
команды называют цвета (желтый, темно-желтый,
золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и
т.д.) Далее экскурсовод объясняет, что все цвета
образованы основными пигментами желтого, синего
и красного цвета.
6. Занятие переносится в помещение, где дети
получают цвета путем смешивания красок и рисуют
осенние листья. Здесь же можно красочно оформить
график.
«Микротропа»
Возраст: 3–4 класс
Цель: Познакомить детей с разнообразием
беспозвоночных и взаимосвязями в экосистемах,
развивать любовь к живому.
Оборудование: Лупы, карандаши, бумага.
Ход занятия:
1. Сядьте в круг и обсудите, как выглядят
беспозвоночные и где их можно найти.
2. «Паутина». Ведущий, «Паук», встает в
центре обозначенной территории и дает группам
(3–4 человека) задания. После того, как группа
выполнила одно задание, она возвращается за
другим.
Примеры заданий:
Отсчитайте 25 шагов влево (в любую другую
сторону), наклонитесь и рассмотрите, что
находится перед вами.
Выберите дерево в 10–15 шагах и рассмотрите кору:
пыталось ли какое-нибудь животное обгрызть ее?
как вы это определили?
Выберите дерево в 12 шагах, внимательно
рассмотрите кору, найдите насекомое или личинку.
Найдите елку и потрогайте кору и ветки,
понюхайте. Сможете ли вы найти ее с закрытыми
глазами.
Встаньте около большой березы, закройте глаза и
послушайте её шепот.
Отойдите на 20 шагов к северу, осмотрите
лиственную подстилку, найдите под ней насекомых.
Отойдите на 5 шагов к югу, найдите насекомых или
других беспозвоночных в траве.
3. Раздайте детям лупы и обозначьте
«микротропы» на земле (длиной 2–3 м) или на дереве
на высоту роста ребенка. Если есть возможность,
можно «путешествовать» по муравьиной тропе.
Двигайтесь вдоль тропы, внимательно
рассматривая ее через лупу. Пусть дети фиксируют
встреченные объекты на бумаге, можно символами.
4. Снова сядьте в круг, обсудите результаты
«путешествия». Как чувствовали себя дети,
путешествуя по тропе? Смогли ли они
почувствовать себя на месте маленьких насекомых?
Каких животных и где они встретили больше, каких
меньше?
5. Пищевая сеть. С помощью клубка ниток
постройте пищевую сеть, звеньями которой
являются встреченные на тропе животные. Сделайте
выводы об их роли в природе.
Подобных занятий можно придумать множество. Мы
просто перечислим некоторые темы:
«Лекарственные растения», «Первоцветы», «Весна
идет, весне дорогу», «Образ дерева в русской
литературе» (бинарный урок), «Дерево в верованиях
славян», «Астрологический календарь друидов»,
«Определение деревьев в зимний период» и многие
другие. Занятия охватывают практически все
возрастные категории детей, включая детский сад.
В летнее время экскурсии для детей переносятся
на более протяженные маршруты и могут занимать
от 2 до 4 часов. Чтобы такая экскурсия была не
только интересной, но и более эффективной, в нее
включаются элементы самостоятельной
исследовательской работы. Также вводится
большое количество упражнений, нацеленных на
пробуждение восприятия. Примером может быть одна
из экскурсий на часто посещаемом маршруте «Бухта
Петрова – бухта Песчаная».
Протяженность маршрута: около 2 км.
Желательно, чтобы маршрут пролегал между двумя
морскими бухтами, но если такой возможности нет,
годится любой маршрут, пролегающий по местам с
разным типом растительности. Главное, чтобы
конечный и начальный пункты существенно
отличались друг от друга. В нашем случае это
переход из одной бухты в другую. Начало маршрута
– берег моря в бухте Петрова, затем – по заросшей
дороге через прибрежный луг, кустарники, дубовый
лес. Конечный пункт – берег моря в бухте
Песчаная.
Оборудование: шнур длиной 100–150 м, повязки
на глаза, бумага, карандаши, лупы.
От организаторов экскурсии требуется хорошее
знание маршрута и предварительная подготовка.
Ход занятия:
«Слепая гусеница». Группе предлагается
пройти маршрут «вслепую». Зрячей остается только
«Голова гусеницы», один участник, которого
выбирает группа. «Голова» может знаками
передавать группе сведения о встречаемых ею
препятствиях, но не произносит ни слова. Группа
может договориться о системе знаков, которые
будет подавать «голова». Участникам надеваются
повязки на глаза, и они отправляются в
путешествие. Маршрут длиной до 100 м должен
проходить так, чтобы дети преодолевали спуск и
подъем, можно провести их под нависающим деревом
или перейти через неширокий ручей. От
организаторов требуется особое внимание, чтобы
не было травм.
«Планета камней». Группа располагается на
берегу моря. Ведущий предлагает каждому выбрать
свой камень, внимательно рассмотреть его, затем,
закрыв глаза, ощупать. После этого все камни
складываются в общую кучу, и участники с
закрытыми глазами выбирают из нее свой камень.
Ведущий обращает внимание на то, что в природе
все объекты индивидуальны, имеют свои
особенности. Затем ведущий предлагает
представить, что камень – это планета со своими
морями, горами, реками. Пусть участники еще раз
внимательно рассмотрят свой камень, придумают
названия географическим объектам. Следующий
этап – изготовление карты. На камень
накладывается лист тонкой бумаги и штрихуется
простым карандашом. Таким образом, на бумаге
остается отпечаток камня. На карте отмечаются
придуманные географические названия.
Микротропа «Мир под ногами». Пройдя 100–150 м
по берегу моря, выходим на прибрежный луг,
поросший низкой травой. Ведущий обращает
внимание на невысокую траву и спрашивает детей,
кто, по их мнению, обитает на этом лугу. Всем
участникам кажется, что луг необитаем, потому что
они редко обращают внимание на мелких животных.
Ведущий предлагает проверить, обитаем ли луг.
Экскурсантам выдаются лупы, для каждого
выделяется «тропинка» длиной 15–20 м и
предлагается проползти этот маршрут,
внимательно рассматривая все, что встречается на
пути. Потом проводится обсуждение результатов.
Ведущий спрашивает, что они встретили на своем
пути, что ощущали при этом, изменилось ли их
мнение о мелких животных: насекомых, червях,
пауках – после микропохода.
«Звуковая карта леса». Дойдя до участка,
заросшего кустарником, ведущий проводит
следующее упражнение. Раздайте участникам по
листочку бумаги и карандашу. Рассадите их на
полянке на расстоянии 2–3 м друг от друга.
Предложите им послушать лес и отметить на листе
все звуки, которые они услышали за две минуты. Для
большего интереса предложите им отмечать звуки
символами, а не словами. Обсудите результаты:
почему не все услышали равное количество звуков?
Чем отличаются понятия «слушать» и «слышать»?
«Паутина». Направляемся дальше и входим в
дубовый лес. Ведущий («Паук») встает на поляне.
Участники по очереди подходят к нему, получают
задания, выполняют их и возвращаются к «Пауку»,
отчитываются и получают новое задание. Примеры
заданий – найдите: упавшее дерево, что-нибудь
старше вас, самое толстое дерево, паутину, дерево
ниже вас, желудь, опавший лист, не дуб, гриб и т.д.
«Тропа индейцев». Дети часто боятся леса.
Чтобы снять этот страх, проводим их «Тропой
индейцев». Предупреждаем их, что они не могут
разговаривать, пока двигаются по тропе. Ведущий
идет с группой и по очереди оставляет
экскурсантов на тропе на расстоянии 30–40 м друг
от друга. Мы выбираем такой участок, чтобы
участники не могли видеть друг друга, но знали,
что кто-то находится рядом. Через 5–8 минут
ведущий собирает их вместе и проводит
обсуждение, что они чувствовали, оставшись одни.
«Слепая тропа». В конце маршрута заранее
натягивается шнур длиной 100–150 м. Экскурсантам
завязывают глаза, и они по очереди вступают на
тропу, держась за шнур. На маршруте они должны
определить встреченные ими объекты. После
прохождения тропы рисуют карту.
И снова «Слепая гусеница», которая
неожиданно выводит экскурсантов в новую бухту,
совсем непохожую на ту, из которой вышли.
Заповедник оказывает также методическую и
информационную помощь в организации работы
школьных экологических троп.
Экологические тропы в школьном дворе дают
поистине неограниченные возможности для
организации учебной деятельности, причем не
только на уроках биологии и экологии, но и на
других уроках и после них. Они позволяют
развивать у детей навыки исследовательской
работы без особых организационных усилий. Ведь
всем известно, насколько трудно организовать
дальнюю экскурсию, требующую больших затрат
времени, а иногда и денег. Школьные тропы
безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы
выйти на подобную тропу, не нужно, например,
переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для
работы с детьми всех возрастов. Очень часто можно
слышать, что нет средств для организации
школьных троп. На самом деле это не такое уж
затратное дело. Если на школьном дворе растет с
десяток деревьев, то тропу уже можно делать.
Более того, на подобной тропе можно организовать
множество коротких экскурсий, благодаря которым
дети получат, вернее, добудут новые знания.
Первая школьная тропа в нашем районе была
организована в Беневской школе, во дворе которой
росло порядка двадцати деревьев. Позднее тропа
была дополнена «Заповедной аллеей», высаженной в
рамках Марафона «Заповедная волна», и постоянно
дополняется новыми видами. Тропа оформлялась
силами экологического кружка, организованного
учителем биологии Н.М. Фищенко. Первоначально был
оформлен паспорт тропы: определены с помощью
определителей растений виды деревьев и
кустарников, оформлены таблички и карта тропы с
указанием всех растений. На каждое растение
также был оформлен паспорт, в который вошли не
только систематика и морфологическое описание,
но и описание экологическое, а также данные об
использовании растения человеком. Первые
экскурсии, проведенные детьми по тропе, были
ознакомительными, но они помогли учащимся школы
запомнить наиболее распространенные деревья
нашего леса. В дальнейшем тропа использовалась
практически на всех уроках биологии и
природоведения, на которых изучались вопросы
морфологии (например, строение стебля, строение
почек), многообразия видов, многообразия
жизненных форм, экологических связей.
Экскурсии, проводимые на тропе, могут быть
очень короткими, когда во время урока дети
получают задание, выполняемое на тропе в течение
нескольких минут (например, определить типы
ветвления у различных видов деревьев), и
достаточно длительными, например, «Лесная
аптека», во время которой рассказывается о
лекарственных свойствах растений. Тематические
экскурсии готовятся ребятами, занимающимися в
экологическом кружке, и проводятся, как правило,
во внеурочное время. При проведении занятий на
тропе широко используются игровые методики,
благодаря которым у детей развивается интерес к
изучению живой природы. Таким образом, тропа
способствует не только получению качественных
знаний, но и развитию у детей исследовательских
навыков, умению работать с литературой.
Опыт работы показал, что для закладки и
организации работы школьных экологических троп
не требуется больших средств и каких то особых
приспособлений и оборудования. Чаще всего самые
большие расходы идут на возведение забора или
какой-то другой ограды, препятствующей поеданию
высаженных растений домашними животными. Все это
делает работу на экологической тропе доступной и
эффективной. Благодаря экскурсиям, проводимым
рядом со школой, у детей развивается интерес к
изучению предметов естественно-научного цикла,
улучшаются знания. Таким образом, школьная тропа
становится действенным средством
экологического образования.
В заключение хотелось бы сказать еще об одном
важном факторе, часто остающемся без внимания, –
работе гида, ведущего экскурсию. Как бы хорошо ни
была разработана экскурсия, успех ее во многом
зависит от личности экскурсовода.
Экскурсовод должен хорошо знать маршрут:
разнообразие видов, фенологию, рельеф местности,
быстро ориентироваться в уровне подготовки
группы и ее интересах. Он должен уметь ответить
на любой вопрос и, что немаловажно, быть
доброжелательным к любой группе, вышедшей на
маршрут. Если эти условия соблюдены, успех
экскурсии обеспечен.
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.