Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Оборудование:простейший вариант - бумажки с
подписями или карточки с рисунками, как самих
животных, так и их корма. По возможности это могут
быть костюмы животных и объемный "корм" из
природных материалов или пластилина.
Продолжительность: 30-40 минут
Цель: развитие представлений о
взаимосвязях в природе на примере "меню"
некоторых животных.
Ход игры:Участники получают значок (
карточку на веревочке) с изображением животного
и мысленно идентифицируют себя с ним. Выйдя на
охоту, они должны за фиксированное время (1-3
минуты) набрать наибольшее разнообразие
подходящего для них корма - иначе говоря, выжить.
Вариантом игры является отдельный сбор летнего и
зимнего корма. Затем группа собирается вместе в
ведущим в круг, чтобы выслушать каждого
участника и решить - выжил ли он. Как правило,
многие участники набирают много лишнего корма
"на всякий случай" - тогда они должны
доказать, что же в их рационе основное, а что -
случайное лакомство.
Ведущий по ходу ответов "животных" может
давать много интересных сведений об
особенностях питания и выживания
рассматриваемых видов.
ПРИЛОЖЕНИЕ к игре "СОБЕРИ СВОЙ КОРМ":
ЖИВОТНОЕ
КОРМ ЛЕТОМ
КОРМ ЗИМОЙ
БЕЛКА
Семена ели и сосны из шишек (3), лесные
орехи (2), желуди (1), грибы (1), ягоды (1), птичьи яйца
(1)
Семена ели и сосны (5) и летние запасы (3),
если найдет: орехи, желуди, грибы
ЛЕСНАЯ МЫШЬ
Семена растений (5), травинки (5), грибы (3),
насекомые (2) и их личинки (2), дождевые черви (1)
Семена ели (5), зеленые части растений (2),
кора лиственных (1)
ЗАЯЦ
Травянистые растения (5), кора лиственых
деревьев и кустарников (2)
Кора (5), почки лиственных деревьев и
кустарников (2)
ЛОСЬ
Травянистые растения (5) водная
растительность (3) грибы (1)
Кора и ветки деревьев (5): ива, осина,
рябина; редко- ель и молодые сосенки, сухая трава
(1)
БОБР
Ветки и кора деревьев (5):ива, осина, реже
береза, рябина); корневища водных растений (4); до
300 видов травянистых околоводных растений (3)
Ветки и кора деревьев (5): ива, осина, реже
береза, рябина; корневища водных растений (1-3)
Всеядный : корневища растений, желуди (5),
зеленые части растений (4) дождевые черви (3);
насекомые (2) и их личинки, грызуны (1), падаль (2)
Всеядный (5): корневища растений, желуди,
падаль (2)
P.S. В графах "корм летом и зимой" в скобках
указаны цифры - это доля данного вида корма в
общем рационе животного, приблизительно
оцененная нами по 5 бальной шкале. Реальное
"меню" зависит от местных условий обитания
животного.
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.