Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Выбор материала и ширины дорожки зависит от
функциональных и природных особенностей
маршрута. Наиболее целесообразно использовать
для дорожного строительства местные материалы.
В практике благоустройства парков и лесопарков
приняты стандартные величины ширины дорожек,
кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для
прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по
тропе могут комфортно передвигаться два
человека. При строительстве экотроп к ширине
дорожек можно подходить менее строго.
«Обустройство тропы начинается с того, что
Вам придется опуститься на колени и исследовать
почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом
имеете дело, из чего состоит почва, что с ней
может произойти во время дождя. Определите,
откуда поступает вода на тропу и куда она
стекает. Вашей основной заботой должно стать
регулирование скорости и направления потока
воды». Марк Эдвардс, координатор маршрутов
Департамента природных ресурсов штата Айова
Эффективность функционирования экологических
троп и маршрутов в существенной мере зависит от
технического состояния дорожного полотна. Одной
из основных проблем является дренирование
дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее
основание щебня, песка или других материалов с
хорошей водопропускной способностью, а также за
счет придания поперечного и продольного уклона
верхнему покрытию тропы.
На поверхности неправильно сформированного
покрытия тропы вода застаивается. Посетители
парка обходят увлажненные участки, в результате
чего возникают обходные тропинки.
Тропы, проходящие по склону, могут превратиться
в канавы, по которым будет стекать вода. Если
уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии
почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и
заграждений для водного потока.
Уклон тропы обычно выражают в процентах:
уклон в 1 процент соответствует
понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в
расчете на каждый метр дорожного полотна.
Иногда вместо процентов употребляют другую
единицу – промилле, которая равна одной десятой
процента.
Уклон поверхности до 5% является оптимальным
для подъема посетителей (5% соответствует набору
высоты в 1,5 м на 30 м пути).
Рекомендуемые продольные уклоны составляют от
0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут
достигать 20%. При больших уклонах участки подъема
должны чередоваться с горизонтальными
площадками, причем существуют определенные
рекомендации по чередованию горизонтальных
участков и участков с различным уклоном,
выполняя которые можно сделать подъем
комфортным.
На следующей схеме изображен участок с
чередованием наклонных и горизонтальных
участков.
Рис. 3.1. Продольные уклоны
пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные
элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка
пути
Продольные уклоны на участках подъема следует
увеличивать по степенно, одновременно
согласовывая их длину с величиной уклона (см.
таблицу):
Продольный уклон, % (i)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Длина участка, м
1130
840
630
480
370
280
220
170
130
105
88
67
53
43
Применение таблицы можно пояснить на следующем
примере: если у нас есть возвышенность, на
вершину которой надо проложить дорожку, то
целесообразно от подножия первый подъем
устраивать как можно более пологим –
предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см
подъема на 1 м тропы). Протяженность такого
участка не должна превышать 630 м (см. таблицу).
Трассировать дорогу следует так, чтобы после
подъема шел горизонтальный участок. Обычно для
этого маршрут прокладывают серпантином или
спиралью вокруг холма.
Следующий подъем можно сделать более крутым –
предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более
130 м и так далее, до вершины, с последовательным
увеличением крутизны участков и уменьшением их
протяженности.
Такое сочетание уклонов и горизонтальных
участков позволяет чередовать физические усилия
и отдых и соответствует естественному
распределению высот рельефа.
Устройство лестниц
Уклоны более 20% оборудуются лестницами с
перилами. Лестницы могут быть деревянными,
грунтовыми, металлическими или с применением
природного камня. Наиболее долговечны, но и
дороги в производстве – металлические
конструкции. Ступени и площадки, сваренные из
арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше
обледеневают и не снижают инсоляции
(интенсивности солнечного света, попадающего на
поверхность) под лестницей. Кроме того,
металлические опоры более тонкие, что меньше
повреждает корни растений при установке.
Удобная лестница рассчитывается следующим
образом: значение 2h+S, где h – высота ступенек в см, а S
– ширина ступеньки в см (проступь), должно
лежать в интервале от 60 до 67.
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то
ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41
см (67 – 13 х 2).
Горизонтальная часть ступеньки называется
проступью, а вертикальная (фронтальная) –
подступенком.
Рис. 3.2. Устройство деревянной
лестницы
Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для
них требуется подготовка наклонного основания в
грунте или наращивание основания из засыпки.
Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой
толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки
используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.
Заранее скрепленные с боковинами подступенки
укладывают в наклонную выемку между двумя
уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок
до верхнего обреза доски подступенка и
утрамбовывают. Возможность прогиба доски
предотвращают с помощью колышков, которые лучше
всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны
доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам.
Расположение колышков в засыпке придает
конструкции более совершенный и законченный вид
(рис. 3.3). Доски в этом варианте являются
постоянным элементом конструкции лестницы.
В качестве материала для укрепления
подступенков может использоваться природный
камень, поперечно положенные или вертикально
вкопанные бревна. При необходимости укрепляются
и боковые борта ступеней.
Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной
поверхности в деревянной опалубке из боковин и
подпорных досок. Подпорные доски
устанавливаются вертикально или с небольшим
наклоном. Они формируют поверхность подступенка.
Опалубка после затвердевания бетона удаляется.
Для опалубки можно использовать листовое железо.
Устройство дорожек и площадок
Вкусная начинка «дорожного пирога»
Так же как обычный пирожок состоит из теста и
начинки, так и дорога имеет несколько слоев.
Верхний, – «румяная корочка пирога» – это
асфальт или плитка или щебень, тот слой, по
которому идут наши ноги. Под ним находится
«начинка» – мы ее не видим, но именно она делает
дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог»
прочно вошел в язык строителей.
А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы
завоевывали древний мир не только силой оружия,
но и дорогами, которые сохранились спустя два
тысячелетия. И не удивительно – иногда слой
«начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!
Полотно дорожки должно быть максимально ровным
и пологим на всем протяжении, не иметь ям и
выступающих кочек, корней и других препятствий. В
целях предотвращения образования луж, уровень
тропы должен быть приподнят над уровнем земли и
иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%)
форму при двускатном поперечном профиле или
наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.
Для предотвращения повреждения прилегающей к
тропе почвы и растительности рекомендуется
вдоль полотна посеять так называемый
«спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к
вытаптыванию. При необходимости можно высадить
вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно
это необходимо в местах пересечения тропы с
нежелательными стихийно сформировавшимися
тропинками.
Рис. 3.4. Устройство лестницы с
бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с
навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание
подушки 3 – упоры (бруски);
Полотно из гравийно-песчаной смеси
Если тропа идет по земляным, песчаным и другим
«мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно
делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для
устройства такого полотна формируется траншея
глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При
необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что
позволит сделать дно максимально пологим, без
резких перепадов и ступеней. На дно насыпается
слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и
трамбуется. Варианты устройства таких дорожек
представлены на рис. 3.5, 3.6.
На песок до уровня земли укладывается и
трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или
щебня. Этот слой является основной дренирую щей
системой тропы. От степени трамбовки этого слоя
будет зависеть устойчивость и долговечность
будущей тропы. Над уровнем грунта формируются
бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и
т.п.), пространство между ними заполняется ПГС.
Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого
гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего
компонента – порошковой глины (15–30% объема) или
цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется,
окончательно формируя поверхность дороги.
Перепад высоты между краем обортовочной доски и
естественным грунтом заравнивается укладкой
дерна или просто подсыпкой грунта. При
необходимости с одной из сторон, на которую идет
поверхностный сток, можно сделать попутный
дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным
камнем и т.п. водоупорными мате риалами,
устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном
перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода
не размывала тропу.
Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым
камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу).
Поперечный разрез
Сооружение гатей и лежневок
… Была и есть в России еще одна стихия,
неизвестная на Западе – бездорожье.
Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело
– проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А
камня в России как раз и не было под руками, нечем
было отсыпать «постель», чтобы не утонул
гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе
в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по
полям (такая повинность возлагалась кое-где на
крестьян и в дореволюционное, и в советское
время) не давал нужного количества материала.
Поэтому в России была такая непростая типология
дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но
благоустроенные почтовые тракты, были
извилистые, набитые крестьянскими телегами
проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой
полевые дороги.
Были выработаны на Руси оригинальные способы
мощения дорог – гати, лежневки и торцовые
мостовые. Сырые участки гатились связками
прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих
болотах ложились лежневки: укладывались вдоль
трассы в два ряда толстые бревна, на них клались
одно к другому, слегка врубаясь, поперечные
бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху
вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя
лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас
укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали
спицы из тележных колес, расходились ободы,
ломались оси и дрожины и едва держалась в теле
душа ездока. В городах же центральные улицы
мостились деревянными торцами – чурбаками,
обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на
шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На
песчаную постель (хорошо, если был поблизости
песок) плотно, один к другому, ставились
просмоленные торцы, заливались сверху смолой и
посыпались песком. В первые месяцы такая
мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка
погромыхивали на ней тележные колеса, а через год
одни торцы оседали, другие перекашивались,
третьи начинали выгнивать и выбивались
железными шинами колес, так что, съезжая с
«благоустроенной» улицы в переулок, где не было
уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей
души. А еще через год нужно было снова мостить
улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком
северном городке, пришлось поездить и по
торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и
лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от
этих поездок, от того, как стучали зубы и бились
кости об облучок телеги, до сих пор свежи в
памяти...
(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории
русской повседневности»
http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)
Когда тропа идет по влажным заболоченным
местам, целесообразно сооружение гатей и
лежневок. Гатью раньше называли настил из
веток, древесных остатков, на слегка
утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой –
дорогу по болоту, основанием которой служили
продольные или поперечные бревна.
Фото 3.1. Лежневка
В определении этих терминов у разных авторов
есть расхождения, но можно согласиться с тем, что
и тот, и другой тип дороги представляет собой
приподнятый над землей настил, – а это дает нам
возможность не только комфортно пройти по
участку с избыточным увлажнением, но и помочь
защитить от повреждений корни деревьев,
сохранить интересные виды мхов и лишайников и
другие объекты напочвенного покрова.
Лежащие на грунте настилы целесообразно делать
из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или
полубревен. Возможно использование вместо
поперечных бревен старых покрышек от колес. Они
долговечны, хорошо держатся на болотной
поверхности и, при достаточной ширине настила,
могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения
экологии они достаточно безопасны в силу большой
химической инертности материала.
Рис. 3.7. Одна из возможных
конструкций настила
Очень красиво выглядят настилы, приподнятые
над почвой на столбах (деревянных или
асбоцементных с заливкой раствором). Как правило,
они довольно долговечны.
Ширину гатей и лежневок целесообразно делать
около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной,
из плотно прилегающих досок, с не большими щелями
(до 1 см) между ними для стока воды.
Фото 3.2. Настил с применением
асбоцементных столбов
Пошаговые дорожки
Пошаговые дорожки выглядят как отдельные
плоские камни или плитки, расположенные на
расстоянии шага друг от друга. Они идеально
вписываются в естественное природное окружение
и достаточно долговечны при условии правильной
технологии и хорошего качества плитняка.
К преимуществам таких дорожек следует отнести
то, что они совершенно не препятствуют
поверхностному стоку, так как основание под них
можно делать не сплошное, а по контуру каждой
плитки. К недостаткам следует отнести малую
пропускную способность: идти по такой дорожке
приходится друг за другом. В то же время такие
дорожки вполне можно использовать для сходов с
основной трассы экологического маршрута к
отдельным достопримечательностям.
Фото 3.3. Пошаговая дорожка-лестница
Для пошаговых дорожек чаще всего используется
плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30
мм, и размером примерно 40х40 см.
Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65
см (между центрами плиток). Плитку сначала
раскладывают на грунте и пробуют пройти по
намеченной дорожке. Неудачно расположенные
плитки можно тут же поправить и после этого
наметить наиболее удобные контуры будущего
дорожного пирога. Чаще всего при этом можно
обойтись без устройства опалубки.
Очень декоративно и естественно смотрятся и
лесенки из плашки. При этом каждая следующая
плитка поднимается относительно предыдущей на
высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится
для формирования ступенек использовать
временную опалубку.
Укладка плашки прямо на грунт допустима только
в условиях песчаной или супесчаной почвы, с
предварительным увлажнением и трамбовкой грунта
там, где нагрузка на дорожку будет
незначительной.
Рис. 3.8. Технология устройства
пошаговых дорожек
Торцовые дорожки и площадки
В лесных условиях торцовая дорожка, на первый
взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И
красиво, и материал под рукой. На самом деле
торцовая дорожка – один из самых сложных
вариантов дорожного полотна. Действительно,
торец – цилиндрический отрезок ствола высотой
10–30 см – фактически представляет собой кусок
древесины, у которого снизу и сверху открыты все
проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и
разрушение древесины идут довольно быстро.
Лишь две породы могут в таких условиях без
основательной обработки сохранять прочность:
дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются
устройством торцовых покрытий, дают
долгосрочные гарантии только для таких пород.
Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат
на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость
торцового покрытия из лиственницы может
составлять до 50 евро за 1 м2. Устройство
торцового покрытия трудоемко и может сравниться
с устройством дорожки из брусчатки. При этом
возникает проблема внешнего вида покрытия, так
как торцы легко затираются грязью и практически
не отчищаются.
Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как
правило, расшатываются и дорожка становится
менее проходимой, чем просто грунтовая.
Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует
с большой осторожностью. Желательно устраивать
их только в сухих местах и ограничивать по
площади, не забывая о том, что данный вид работ
требует значительных трудозатрат.
«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем
расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном
основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов
от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется
крупнозернистым песком с послойной трамбовкой.
Торцы укладывают на утрамбованное основание и
подгоняют друг к другу, а промежутки между ними
заполняют более мелкими спилами. При этом
крайние торцы обязательно должны опираться на
обортовку (края «корыта», даже притрамбованные,
должны быть дополнительно укреплены доской или
другим материалом). Затем промежутки между
спилами просыпаются песком и дополнительно
трамбуются.
На участках тропы, проходящих по траверсам
склонов, необходимо предусмотреть сооружение
террас. Желательно, чтобы полотно лежало на
естественном основании, при этом терраса
врезается в склон на ширину будущей тропы.
Дорожное покрытие на террасах должно быть
твердым – деревянным или каменным. Боковые
стенки террасы из сыпучего материала
укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева
или посадкой легкоукореняющихся растений.
Перила целесообразно прокладывать в две нитки:
на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для
детей.
Для соблюдения допустимых уклонов тропу
целесообразно прокладывать по принципу
серпантина.
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.