ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 8. Разработка концепции визит-центра*

Л.В. Ильина, С.Ю. Королевская

8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?

Анализ ситуации, определение целевых групп посетителей

Приступая к проектированию визит-центра, разработчики должны изучить и проанализировать не только уникальность и значимость данной ООПТ, но и ее место в системе охраняемых территорий, а также в социально-экономической жизни региона.

Так, при выполнении работ по созданию Центра экологической ин формации для посетителей литовского национального парка «Кюршу Нериа» проектировщиками была дана развернутая характеристика региона юго-восточной Прибалтики, включающего комплекс из нескольких песчаных кос, расположенных на территории трех государств – России, Литвы и Польши. Этот обзор включал в себя:

  • Характеристику кос как географических образований, их природные особенности и уникальность.
  • Существующий природоохранный статус Куршской косы, связанные с этим статусом ограничения хозяйственной деятельности и, наоборот, обусловленные им дополнительные возможности для развития туризма и экологического просвещения.
  • Характеристику существующих на косе туристических потоков, в том числе оказываемое туристами антропогенное воздействие и степень его влияния на сохранность природных комплексов и эстетику ландшафтов.
  • Характеристику имеющихся туристических предложений; наличие/отсутствие информационных бюро по туризму, представляющих собой самостоятельную туристическую цель для посетителей.
  • Характеристику сложившейся системы экологического воспитания и просвещения посетителей Куршской косы; наличие структур, проводящих с посетителями данную работу на современном уровне и обладающих соответствующими помещениями.

Основываясь на данных, полученных в результате анализа исходной ситуации, проектировщики приступают к определению целевых групп посетителей будущего центра. Иначе говоря, отвечают на вопрос: «Кто будет нашим посетителем?», или «Для кого мы создаем визит-центр?». Особенно важна для этого информация о туристических потоках, существующих в настоящий момент на ООПТ и на прилегающей территории.

Имеющиеся данные при этом полезно сравнить с соответствующими данными за предшествующий период.

Если у ООПТ имеется музей природы, данные по его посещаемости необходимо проанализировать отдельно, поскольку сложившаяся структура посетителей музея природы будет являться наиболее точным индикатором при прогнозировании целевых групп посетителей будущего визит-центра.

Ниже приведен перечень данных об охраняемой территории, важных для определения целевых групп посетителей визит-центра:

  • дата основания ООПТ;
  • число посетителей за последние годы; динамика изменения численности;
  • Разработка концепции визит-центра;
  • количество и соотношение туристических и нетуристических посещений (транзит через территорию ООПТ, проезд к месту жительства или работы и пр.);
  • сезонность посещения (на какое время года, на какие месяцы приходится основной туристический поток);.
  • средняя продолжительность пребывания туристов на ООПТ, процентное соотношение однодневных туристов и туристов, ночующих на охраняемой территории сутки и более;
  • количество и качество мест для ночлега туристов, их расположение и характеристики (палаточные городки, турбазы, гостиницы, частный сектор);
  • структура посетителей ООПТ (жители населенных пунктов, расположенных на ООПТ; жители близлежащих населенных пунктов; приезжие издалека, иностранцы; возраст посетителей);
  • образовательный уровень и уровень экологической культуры посетителей.
  • цели посещения ООПТ (осмотр достопримечательностей, посещение музеев, посещение пляжей, сбор ягод и грибов, рыбалка и пр.);
  • привлекательные туристские объекты, расположенные на ООПТ (музеи, визит-центры, пешеходные маршруты и смотровые площадки и пр.);
  • услуги, предоставляемые ООПТ (проживание, питание, организация экскурсий, прокат туристского инвентаря и пр.);
  • стоимость услуг, оказываемых ООПТ (включая оплату экологического сбора).

В идеале, работа по идентификации групп посетителей должна включать сбор не только статистических данных, но и информацию о том, какие вопросы посетители ООПТ чаще всего задают, что их больше всего волнует и интересует. Ответы на эти вопросы помогут проектировщикам понять, что именно ожидают гости территории от посещения визит-центра.

Для сбора перечисленной выше информации желательно использовать не только имеющиеся в распоряжении ООПТ материалы. Чрезвычайно полезно провести специальные социологические исследования, а также беседы и интервью с представителями местной власти, учителями школ, руководителями НПО, туристскими предприятиями, осуществляющими свою деятельность на охраняемой территории, руководителями туристских баз и пр.

Определение масштаба проекта

Центр для посетителей может быть спроектирован с большим или меньшим размахом. Чаще всего «малому» решению предпочтение от дается в том случае, когда ООПТ формулирует для проектировщиков центра цель не изменить, а улучшить ситуацию в сфере туризма и экологического просвещения. В этом случае речь идет не о строительстве нового отдельного здания, предназначенного специально для визит-центра, а о реконструкции уже имеющегося здания или помещения, обычно музея природы. Означенная цель – повышение туристической привлекательности и оптимизация качества экологического воспитания и просвещения – достигается проектировщиками в первую очередь за счет обновления старых и создания новых экспозиций.

Перед выполнением этих работ необходимо провести оценку состояния имеющихся помещений и их технического оснащения (электропроводки, отопления, сантехники), оценить состояние действующих экспозиций музея природы, а также прилегающей к музею территории.

Поскольку «малое» решение вряд ли способно изменить ситуацию на ООПТ, оно не является стратегическим. По нашему наблюдению, такое решение предпочитают далеко не только в силу ограниченности в средствах, но по причине того, что сама ситуация на ООПТ характеризуется нестратегичностью. Это может быть связано, к примеру, с отсутствием или незначительным количеством посетителей.

Принимающая большое число посетителей ООПТ также может быть не заинтересована в строительстве (создании) визит-центра. Это чаще всего является следствием отсутствия иных туристических предложений в данном ареале, помимо тех, которые предлагает сама ООПТ.

Отсутствие конкурентных отношений обусловливает нежелание вкладывать большие средства в развитие туристической инфраструктуры.

Для создания современного, высококачественного, многофункционального центра, отвечающего всем требованиям современности и конкурентоспособного на фоне других местных туристических объектов, подходит «среднее» решение.

Его предпочитают в том случае, когда ООПТ стремится сформировать новую цель посещения охраняемой территории, продлить сложившийся туристический сезон, занять свою нишу на рынке свободного времени, туристических или образовательных услуг, существующих на охраняемой территории и в ближайшем ее окружении.

В качестве примера можно привести три европейских информационных эколого-просветительских центра, которые благодаря интересной программе развлечений и интенсивному маркетингу с большим или меньшим успехом в состоянии конкурировать с другими объектами проведения досуга.

  • Экологический центр развлечений «Blumberger muhle» биосферного заповедника «Schorfheide-Chorin» (Германия). Финансирующая организация: Федеральный союз NABU.
    К центру относятся новое здание с выставочной площадью в 500 м2 и пространство под открытым небом площадью в 14 га с много численными воспроизведенными биотопами, типичными для данной местности. Центр находится в стороне от потоков посетителей и с трудом на считывает 40 тыс. посетителей в год (благодаря интенсивному маркетингу), хотя первоначально ожидалось 100 тыс. В цену входного билета (4,50 евро) включена экскурсия под открытым небом по территории, прилегающей к центру развлечений.
  • Центр для посетителей «Natureum Niederelbe» в птичьем заповеднике «Niederelbe» (Германия). Финансирующая организация: земельный округ.
    Центр для посетителей размещен в новом здании. Его выставка охватывает 500 м2, а также обширное пространство под открытым небом с детской игровой площадкой и радиальным пешеходным маршрутом длиной в 5 км с многочисленными композициями на различные темы. Благодаря различным временным выставкам на интересные для посетителей темы (например, про динозавров, китов, змей) центр насчитывает 100 тыс. посетителей в год.
  • Центр для посетителей «De Hoep» в одноименном дюнном и водном резервате на Северном море (Голландия). Финансирующая организация: PWN (крупное предприятие по водоснабжению).
    Этот крупный центр для посетителей насчитывает около 120 тыс. посетителей в год. Он расположен у одного из главных входов в излюбленную зону отдыха. Выставка центра состоит из 15 отдельных познавательно-развлекательных станций, расположенных вокруг стереокинозала. Благодаря тому, что развитие выставочной концепции контролировал отдел маркетинга фирмы PWN, выставка и развлекательно-познавательная программа полны креативных идей.

В том случае, если ООПТ хочет кардинальным образом изменить ситуацию в сфере туризма и экологического просвещения на своей территории, создать объект посещения, обладающий большой притягательной силой как для местных, так и для приезжих, в том числе иностранных туристов, выбирается так называемое «большое» решение.

Оправданным создание подобного центра является, когда ООПТ сама по себе представляет чрезвычайно привлекательную туристическую цель; число посетителей данной охраняемой территории велико и имеет тенденцию к увеличению. Чаще всего это справедливо для национальных парков, особенно имеющих международный природоохранный статус, который является дополнительным стимулом их посещения.

За счет создания центра для посетителей международного уровня ООПТ может изменить интенсивность, направление и структуру туристических потоков, стать структурой дополнительного экологического образования и просвещения не только районного, но областного/республиканского масштаба, внести ощутимый вклад в развитие местных социально-экономических инициатив и реально содействовать росту благосостояния местного населения.

В качестве примеров нами выбран центр для посетителей национального парка «Schleswig-Holsteiner Wattenmeer», являющийся моделью и образцом для подражания благодаря своей беспрецедентной интерактивной познавательной программе, а также три так называемых Science Centers, которые претендуют на имя «мир развлечений» и на качество «туристического магнита» сильного притяжения. С одной стороны, эти центры близки по географическому расположению (находятся около Бремена, Германия) и работают в сходной ситуации. С другой стороны, они различаются содержанием своих развлекательно-познавательных программ и степенью достигнутого успеха.

  • Туристический центр «Мultimar Wattforum» национального парка «Schleswig-Holsteiner Wattenmeer» (Германия). Финансирующая организация: федеральная земля и земельный округ.
    На площади, равной 1300 м2, развернута экспозиция с многочисленными интерактивными познавательными и развлекательными станциями на тему «Мир Северного моря». Особенной популярностью пользуются большие аквариумы и модель кита в натуральную величину. Благодаря регулярному обновлению экспозиции (раз в 2–3 года) и непрерывной работе с общественностью, а также благоприятному месторасположению в туристической зоне на побережье Северного моря, центр может рассчитывать приблизительно на 200 тыс. посетителей в год.
  • Universum Science Center (Германия). Финансирующая организация: федеральная земля, инвесторы.
    В данном центре (объем инвестированных средств – 35 миллионов евро) с помощью интерактивных экспонатов, размещенных в художественно оформленных помещениях, «оживают» чудеса на уки. Площадь экспозиции – 4.000 м2. До открытия центра в 2000 г.количество посетителей прогнозировалось около 300 тыс.чел. в год. В настоящее время центр посещают 500 тыс.человек в год. Цена входного билета составляет 9 евро.
  • Space Center (Германия). Финансирующая организация: федеральная земля, инвесторы.
    Центр был открыт через три года после Universum Science Center, при этом объем инвестиций многократно превосходил затраты на Universum. Как следствие, стоимость входных билетов оказалась высокой – 22 евро. Основной идеей было привлечение посетителей на мультимедийное шоу о космосе. Ожидалось, что Space Center будут посещать ежегодно 600 тыс. человек; дополнительную прибыль (в качестве арендной платы) должен был приносить интегрированный торговый пассаж. Осенью 2004 г. центр объявил о банкротстве и закрылся навсегда.
  • Botanica (Германия). Финансирующая организация: федеральная земля.
    Начиная с лета 2003 года, рододендроновый парк «Botanica» г. Бремена приглашает посетителей на необычное шоу, рассказывающее о жизни растений с помощью фильмов, интерактивных экспериментов и мультисенсорных инсценировок. Сверхсовременная экспозиция развернута на территории в 800 м2. В оранжерее парка достоверно воспроизведены растительные биотопы Гималаев, Японии, Борнео. Цена входного билета составляет 9 евро. Ожидалось, что познавательно-развлекательный центр будут посещать 200 тыс. человек в год, в действительности же он насчитывает 70 тыс. посетителей в год. Судьба центра «Botanica» – под угрозой.

Мы замечаем, что, когда речь идет о «большом» решении, воплощается оно почти всегда в формате познавательно-развлекательного центра, или Science Center. Для создания туристических визит-центров, равно как и центров эколого-просветительских, подходят как «среднее», так и «малое» решения. Кроме того, из приведенных примеров видно, что для воплощения «среднего» и «большого» концептуальных решений под центр для посетителей выделяется целое здание или же возводится новое.

В идеале проектировщики сами выбирают место для строительства, для чего ими учитывается следующее:

  • Доступность места для посетителей (близость к границе ООПТ, расположение вблизи автомагистралей и населенных пунктов, наличие подъездных путей, возможность добраться до места на общественном транспорте и пр.).
  • Привлекательность (красота и своеобразие вмещающего ландшафта, наличие в близлежащих окрестностях других туристических достопримечательностей и пр.).
  • Посещаемость места на сегодняшний день (важнейшее условие, определяющее для визит-центра перспективу на самостоятельное экономическое существование).

Необходимо, однако, предостеречь проектировщиков от того, чтобы принять выгодное, на их взгляд, местоположение центра как непременное условие его экономического успеха и популярности у посетителей.

Несмотря на уже сложившийся в том или ином месте большой поток туристов, высокая посещаемость будущего центра сама по себе не гарантирована, за нее нужно бороться, поскольку:

  • Посетители чаще всего направляются к четким целям, обладающим большой туристической привлекательностью (музеи, пляжи, пещеры, горные вершины и пр.); привлечь их внимание к новому туристическому объекту можно, только предложив что-то более интересное.
  • Наиболее посещаемое место обычно сопровождают суматоха и хаос; для того, чтобы создать в подобных условиях атмосферу, располагающую к экологическому воспитанию и восприятию информации о культуре и окружающей среде, архитектурное решение центра должно быть сопряжено с тщательно выверенной организацией прилегающего пространства. В то же время, данная ситуация дает многочисленные импульсы для создания выставок на тему «Человек и Природа».

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *