Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
БЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ:
хорошая почва (4)
солнечный свет (4)
теплые весенние дни (4)
вода (4)
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ:
засуха (1)
голодный олень (2)
плохая почва (1)
В процессе этой игры ваши дети смогут составить
себе представление о том, какой случайностью
является пpоpастание семечка, а также изучить, что
нужно семенам для роста. Перед началом занятия
напишите названия благоприятных и
неблагоприятных факторов, перечисленных выше, на
маленьких полосках бумаги. Кроме того, напишите
слова «семена клена» не менее чем на 2 полосках.
Затем сложите все листочки в шапку. (Примечание:
Число, стоящее в скобках после названия каждого
фактора, указывает на то, сколько полосок с такой
надписью вам нужно заготовить. Вы можете
изменить число полосок, в зависимости от
количества детей в вашем классе. Hо не добавляйте
слишком много неблагоприятных факторов - большое
количество опасностей приведет к тому, что игру
будет очень трудно выиграть.)
Поговорите с детьми о том, что нужно семенам для
пpоpастания (вода, солнечный свет, хорошая почва и
теплые весенние дни). Объясните, что большая
часть семян так никогда и не пpоpастет, потому что
попадет в такие места, где нет вышеперечисленных
условий. Даже если семечко попадет в такое место,
где оно сможет взойти, пpоpосток может очень
быстро погибнуть. Его может съесть олень, другие
животные, пробегая, могут сломать его и т.д.
В этой игре два или несколько человек будут
играть роль семян клена. Все остальные будут
играть роли благоприятных и неблагоприятных
факторов. (Прочитайте список этих факторов и
решите с детьми, какие относятся к благоприятным,
а какие - к неблагоприятным.) Объясните детям, что
задачей игры является «приземление» «семян
клена» в такие места, где нет неблагоприятных
факторов, зато есть условия, которые необходимы
семенам для роста. Hо, как и в реальной жизни,
место, где приземлятся «семена клена», определит
случай.
Отведите детей на большой открытый участок: это
может быть большая комната или площадка на улице.
Обозначьте 4 базы, расположенные на равном
расстоянии друг от друга. (Если вы играете в
комнате, для этого подойдут 4 угла комнаты.) Затем
предложите каждому ребенку вытащить из шапки
листок бумаги с обозначением роли, которую он
будет играть. Скажите детям, чтобы они хранили
свои роли в секрете и отдали вам листочки, чтобы
вы могли использовать их еще раз.
Теперь начинайте игру. Медленно считайте до
десяти, а дети в это время могут бегать между
базами (в любом направлении). Когда вы скажите
«десять», все играющие должны остановиться, а
затем быстро подойти и встать около ближайшей
базы. (Надо сделать так, чтобы все дети не
собирались вокруг одной или двух баз.)
После того как все подойдут к своим базам,
попросите детей, играющих роль семян клена,
поднять руки. Те группы детей, в которых не
оказалось семян клена, не могут стать
победителями - они представляют те места, где не
приземлились семена. Затем выясните, какие роли
играют дети в тех группах, где оказались семена
клена. (Если оба «семечка» приземлились в одной и
той же группе, все в порядке.) Если в этой группе
имеется один или два неблагоприятных фактора,
группа считается проигравшей. Hо если в группе
нет неблагоприятных факторов, зато есть хотя бы
один из благоприятных факторов - эта группа
выиграла. Когда вы будете объявлять, какая группа
стала победителем, подчеркните тот факт, что
ребенок, играющий роль кленового семечка,
«приземлился» в нужном месте совершенно
случайно. То же самое происходит с семенами и в
природе.
Возможно, вам придется сыграть в эту игру
несколько раз, пока, наконец «семечко» не
приземлится в нужном месте. Перед началом новой
игры скажите детям, чтобы они сложили свои
листочки в шапку, а затем вытащили себе новые
роли. (Для того чтобы группе легче было выиграть,
вы можете убрать один или два неблагоприятных
фактора и добавить несколько благоприятных
факторов.)
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.