ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта *

Я.И. Орестов, Н.Н. Буторина

1.4. Подготовка проекта экотропы

От красивой идеи до регулярной эффективной работы экологической тропы необходимо: 1) разработать комплексный проект экологической тропы; 2) оборудовать маршрут экотропы на местности (укрепление дорожного полотна, установка информационных стендов и т.д.) на основании проектных разработок; 3) обеспечить ресурсы для обслуживания экотропы (развитие экскурсионных программ, издание путеводителей, своевременный ремонт и обновление маршрутных элементов).

Рассмотрим подробнее стадию проектной подготовки маршрута.

Инициаторы создания тропы сталкиваются в жизни с разными исходными ситуациями.

Например, выбор трассы экотропы совпадает с давно используемым маршрутом и не требует капитального благоустройства. Замечательно, но для информационного насыщения тропы обязательно потребуются проектные материалы, предлагающие оптимальное решение для организации экологического просвещения на данной экотропе. Это – обоснование необходимости информационных аншлагов, разработка их содержания, дизайна, рабочие чертежи для изготовления. Это – подробные справочные материалы для экскурсоводов, собирающихся работать с посетителями на этой тропе (так называемый «контрольный» текст и дополнительные справочные сведения). В проект желательно включить макет буклета-путеводителя. Проект также должен содержать механизм обслуживания данной тропы (как о ней узнают посетители, где смогут получить путеводители и т.п.).

Рассмотрим другой случай, когда маршрут тропы выбран, утвержден, но его состояние требует значительного благоустройства дорожного полотна тропы. Проектные материалы должны содержать детальные схемы и чертежи предлагаемого обустройства маршрута для обеспечения его безопасного прохождения. Блок информационного содержания тропы также готовится в проекте в полном объеме.

Бывают ситуации, когда выбран природный участок с сетью существующих тропинок и стоит задача разработки экологической тропы «под ключ». В таком случае, в проекте обосновываются и линия маршрута, и его необходимое благоустройство, и организация его использования с соответствующими информационными материалами.

Все эти варианты можно объединить в общий План комплексного проекта экотропы:

1. Концепция экотропы (краткое описание линии маршрута, цели, за дачи, целевые группы посетителей, основные темы информационного насыщения, протяженность, способ передвижения, средняя продолжительность посещения, сезонность, правила посещения).

2. Оценка современного состояния маршрута.

3. Рабочий проект обустройства трассы маршрута:

  • Топографический план местности (М 1:2000 и мельче), включающий трассу тропы.
  • Генеральный план тропы (М 1:1000 или 1: 500) – с указанием размещения площадок отдыха, видовых точек, информационных стендов, со схемами строения дорожного полотна, планом санитарно-оздоровительных мероприятий. Часть информации может быть вынесена на отдельные чертежи.
  • Фрагменты отдельных участков тропы в более крупных масштабах (1:200, 1:100), показывающие план точного размещения малых архитектурных форм (МАФ), детальной планировки лестниц, видовых площадок и т.п.
  • Перечень информационных стендов и МАФ.
  • Эскизы информационной части стендов.
  • Чертежи конструкций стендов и МАФ.

4. Информационные материалы для организации экологического просвещения на маршруте экотропы.

5. Смета затрат на обустройство маршрута (включающая стоимость малых архитектурных форм и расчет затрат на линейное благоустройство маршрута) и издание необходимых информационных материалов.

Основные блоки данного Плана могут включаться в проектные разработки конкретного маршрута в различной степени подробности, в зависимости от технического задания проектировщиков.

Большой доказательной силой обладают фотоматериалы по маршруту, включенные в Пояснительную записку Проекта. Они позволяют наглядно проиллюстрировать обоснованность принятия тех или иных проектных решений, помогают согласовать проект в различных инстанциях.

Грамотно составленный проект может быть впоследствии передан непосредственным исполнителям работ и требует минимального количества пояснений.

Проектно-изыскательские работы при устройстве экологических троп

Целью проведения проектно-изыскательских работ при устройстве троп является создание плановой основы для разработки генплана экотропы, определение состава и объема строительных, лесохозяйственных и других видов работ.

Остановимся подробнее на случае разработки проекта экотропы на площадях лесного фонда. При выборе трассы маршрута большую помощь может оказать предварительное изучение лесоустроительных материалов. При составлении плановой основы по материалам маршрутных изысканий и проекта подготовительных работ и санитарно-оздоровительных мероприятий можно использовать приведенные ниже рекомендации.

1. Предварительное изучение и анализ лесоустроительных материалов

Лесоустройство – наиболее подробный метод изучения и описания лесного фонда. При необходимости анализа больших лесных территорий с целью выбора маршрута лесоустроительные материалы могут оказать существенную помощь.

Согласно «Лесному кодексу», лесоустройство должно проводиться раз в 10 лет или раз в 5 лет в зависимости от группы и ценности лесов.

Лесоустройство бывает 1-го, 2 и 3-го разрядов. Устройство 2-го и 3-го разрядов проводится менее дробно и с меньшим количеством показателей, чем 1-го разряда. Устройство по первому разряду проводится, как правило, для городских, особо ценных лесов, лесов рекреационного назначения, в лесопарковом поясе. Очевидно, что как раз в таких лесах может понадобится сеть экологических маршрутов.

При проведении лесоустройства в полевой период таксатор проходит и описывает по специальной форме все лесные однородные участки леса (выдела) и открытых площадей (если они входят в лесной фонд). Как правило, если лесоустройство проводится регулярно, то сравнением материалов разных периодов можно выявить динамику в развитии древостоев. В обязанности лесоустроителя входит описание не только породно-возрастного состава насаждения («насаждением» в лесоустройстве называется любой лес независимо от его происхождения), но и почвенных условий, напочвенного покрова, подроста и подлеска, проходимости и просматриваемости (крайне важные для экотроп показатели!), а также, при ландшафтной таксации, типа пространственной структуры. Лесоустроитель определяет санитарно гигиеническую оценку, рекреационную оценку, оценку степени рекреационной деградации лесной среды, типа и состояния существующей дорожно-планировочной сети. При добросовестной работе таксатора такой материал бесценен для проектирования маршрутов.

ШКАЛА РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕГРАДАЦИИ ЛЕСНОЙ СРЕДЫ

Стадия деградации Характеристика
1 Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальные, механические их повреждения отсутствуют, подрост -(разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, моховой и травяной покров характерные для данного типа леса видов, подстилка (пружинящая) не нарушена.Регулирование рекреации не требуется.
2 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения, подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты; имеют до 20% поврежденных и усохших экземпляров. Проективное покрытие мхов до 20%. травяного покрова – до 50% (из них 1/10-луговой), нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены, слегка нарушены, отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется незначительное регулирование рекреации.
3 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослабленные, до 10% стволов с механическими повреждениями, подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или редкий, 21–50% поврежденных и усохших экземпляров. Мхи встречаются только у стволов деревьев, проективное их покрытие 5–10%, травяного покрова 60–70% (из них до 2/10 луговой), появляются сорняки, под стилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6–40% площади. Требуется значительное регулирование рекреации.
4 Лесная среда сильно нарушена, древостой куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11–20% стволов с механическими повреждениями, подрост и подлесок нежизнеспособный (сохранился преимущественно в куртинах), редкий или отсутствует, поврежденных и усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 40% (из них 1/2 луговой и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41–60% площади. Требуется строгий режим посещения.
5 Лесная среда деградирована, древостой изрежен, куртинно-лугового типа, деревья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями, подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (3/4 луговой и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены, вытоптано до минеральной части почвы более, 60% площади. Рекреация не допускается.

(по материалам Парколесоустроительной экспедиции Федеральной службы лесного хозяйства России, Москва, 1994 г.)

Материалы, собранные в полевой период, обрабатываются и на их основе выполняются планшеты в масштабе 1:2000 – 1:10 000, с нанесением дорожно-тропиночной сети, границ кварталов, выделов и описание территории насаждений по специальный форме. Эти документы являются частью «Проекта лесоустройства» данного лесного хозяйства и хранятся в соответствующем подразделении. На рисунке 1.1 приведен фрагмент лесоустроительного планшета.

Рис. 1.1. Лесоустроительный планшет

Если лесоустроительные материалы доступны, то следует прежде всего обратить внимание на «Пояснительную записку», к которой, как правило, прикладываются схемы территории с информацией по различным показателям – санитарно-гигиеническому состоянию, рекреационному использованию и т.д. Сопоставляя эти схемы и анализируя их, можно определить наиболее перспективные направления маршрутных трасс и даже вычислить предварительную рекреационную емкость. При выборе трассы маршрута следует отдавать предпочтение средне- и низкополнотным (разреженным) участкам насаждениям с хорошей проходимостью и просматриваемостью, избегать высокополнотных участков ели и выделов с высокой густотой подроста и подлеска. Конечно, это общие придержки, работающие в тех условиях, когда есть альтернатива намеченной трассе.

Особое внимание следует обращать на гидрологические условия. Избыточное увлажнение также отмечается в таксационных ведомостях и может быть выявлено, даже если соответствующие районы не отмечены на планшете как заболоченные.

2. Составление плановой основы по материалам маршрутных изысканий

Плановую картографическую основу составляют, как правило, с помощью маршрутной съемки.

На плане фиксируются основные поворотные точки маршрута и ситуационные элементы по обе стороны от тропы (пересечения с другими дорожками, поляны, единичные примечательные деревья, ручьи, мостики и т.д.). Ширина полосы съемки вдоль маршрута зависит от конкретной ситуации, но, как правило, в лесу она составляет примерно 30–50 м в каждую сторону и приблизительно равна глубине просматриваемости.

Поворотные точки целесообразно закреплять колышками, а для съемки использовать угломерные инструменты (теодолит, буссоль) или GPS-приемники.

Наиболее точной является теодолитная угломерная съемка. Она требует определенных навыков и последующей камеральной обработки. Буссольная съемка менее точна, но для лесных условий точность, как правило, достаточна. GPS-приемники могут давать среднеквадратичную ошибку до 15 м, но их невысокая точность в условиях протяженных маршрутов компенсируется удобством применения и скоростью выполнения работ, а также независимостью измерений от наземных опорных точек. Технология производства съемочных работ выходит за рамки данного пособия. Из наиболее распространенных угломерных инструментов для лесных съемок следует рекомендовать теодолит Т-30 (очень легкий и устойчивый в полевых условиях) и буссоль РГ-1 и последующие их модификации.

3. Составление проекта подготовительных работ и санитарно-оздоровительных мероприятий

В состав подготовительных и санитарно-оздоровительных мероприятий по устройству тропы входит расчистка трассы, выполаживание бугров, засыпка ям, уборка сухостойных и усыхающих деревьев, деревьев-«угроз», уход за подростом и подлеском вдоль трассы.

При небольшой протяженности тропы для выполнения этих работ специальный проект не обязателен, но если длина будущего маршрута составляет десятки километров, то следует определить объемы захламленности, бурелома, антропогенного мусора и определить порядок их вывозки или ликвидации на месте (места сжигания хвороста и других порубочных остатков, места складирования разделанной древесины).

Сухостойные и усыхающие деревья убираются после проведения лесопатологического обследования. Отдельные сухостойные деревья могут быть оставлены по экологическим показаниям, например, как места гнездования птиц, но при этом надо учитывать их биологические особенности. Так, например, перестойные березняки могут быть очень опасны в период сильных ветров – они легко ломаются в частях стволов, поврежденных гнилями. Ель – ветровальная порода, а вывалы ели могут представлять собой серьезную опасность в случаях, когда упавший ствол и ком вывороченной земли находятся в неустойчивом «шатком» состоянии. Надежнее других сухостойных деревьев дуб и сосна.

Их стержневые корни позволяют деревьям этих пород долгое время сохранять устойчивость. Старые липы также, как правило, достаточно устойчивы: даже если гниль выедает середину ствола, механическая устойчивость обеспечивается периферийной частью.

Деревьями – «угрозами» называются деревья, имеющие сильный наклон к дороге. Надежной методики определения степени критичности угла наклона – нет. При необходимости можно определить наличие гнили приростным буравом, но и это дает сведения только о состоянии ствола в нижней части дерева. Учитывая, что даже в условиях развитого коммунального хозяйства и мониторинга насаждений, в Москве ежегодно фиксируются несчастные случаи из-за внезапного падения деревьев. В сомнительных случаях лучше удалять ненадежные деревья, нависшие над трассой маршрута.

Вдоль трассы также целесообразно проводить уход за подростом и подлеском – вырубку сухостойных кустарников, обрубку веток, нависших над тропой (опытные туристы всегда придерживают ветки, которые могут хлестнуть по лицу идущего сзади человека, но дети не всегда это умеют).

Особый вид работ – вырубка подроста и подлеска с целью увеличения просматриваемости и раскрытия видов с обзорных точек и площадок. Сплошная стена елового подроста вдоль трассы способна превратить участок маршрута в мрачный, темный тоннель. Очевидно, что вырубка подроста ценных пород должна производиться по согласованию с органами лесного хозяйства.

На рисунке ниже приведен пример оформления маршрутной съемки:

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |