Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Во время этого вида деятельности дети
рассматривают различных млекопитающих своей
местности и обсуждают, как каждое из них
приспособилось к выживанию в зимних условиях.
Напишите на доске или листе ватмана следующие
способы выживания зверей в зимних условиях:
• Миграция
• Активный образ жизни
• Создание Пищевых Припасов
• Спячка
Если взять первые буквы главных слов из
описаний этих способов, то получится
аббревиатура М.А.П.С. (Говоря о каждом из этих
способов выживания зимой, мы имеем в виду как
генетический, так и поведенческий механизм
адаптации.) Попросите детей назвать два фактора,
лимитирующих жизнь животных зимой (еда, тепло).
Пусть дети объяснят, как они понимают каждый из
четырех терминов:
• Что такое миграция?
• Что значит «вести активный образ жизни»?
• Что значит «создавать припасы»?
• Что такое «спячка»?
Предложите каждому ребенку представить себя
каким-то млекопитающим своей местности.
Разложите в разных углах классной комнаты
таблички с буквами М, А, П, С и попросите каждого
занять место возле той буквы, которая, по его
мнению, соответствует способу выживания данного
животного в зимних условиях.
Подведите итоги игры, задав детям следующие
вопросы:
• Где вы можете обнаружить данное животное
зимой?
• Может ли это животное выжить зимой в условиях
данной местности? Почему «да» или почему «нет»?
(Чем оно питается? Можно ли найти такую пищу в
данной местности зимой?)
• Как приспособилось это животное к выживанию
зимой?
• Если это животное не может выжить в зимних
условиях данной местности, где оно может найти
убежище и выжить?
• Поняли ли вы, что скрывается за аббревиатурой
М.А.П.С.? Можете ли вы назвать животных своей
местности, использующих указанные способы
выживания? (по одному животному на каждый способ)
• Каковы преимущества и недостатки каждого
способа?
• Что происходит с животными, которые впадают в
спячку? (Все жизненные процессы сильно
замедляются.)
Объясните, что выделение только четырех
способов выживания - это сильно упрощенная схема.
Из каждого правила есть исключения.
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.