ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы*

В.П. Чижова

2.1. Информация непосредственно на маршруте

Как донести информацию о природе до посетителей экотроп? В ходе организованных экскурсий пояснения дает экскурсовод, иначе называемый гидом или интерпретатором. Он предлагает посетителям необходимые сведения о природных и культурно-исторических достопримечательностях, поясняет им правила поведения на тропе и ее отдельных объектах и контролирует соблюдение этих правил.

Для одиночных посетителей роль гида играют информационные стенды.

Указатели и информационные стенды

Указатели, или маркировочные знаки, представляют собой простейший тип информационных объектов. Чаще всего это деревянные столбы, установленные на каждой точке-остановке и на всех перекрестках. На них наносят маркировочный знак тропы – полоску, квадрат, ромб и т.п. У каждой тропы должен быть свой знак или особенный цвет знака, чтобы посетитель мог безошибочно определить с помощью буклета, где именно он находится.

Обозначение троп на местности следует проводить так, чтобы оно гармонировало с окружающей природой. Можно, например, использовать полоски жести, окольцовывающие стволы взрослых деревьев, не мешая их росту. Маркировочными знаками могут стать невысокие столбики из дерева или природного камня. На эти маркеры наносят эмблему или цветовой символ тропы (красно-белое сочетание – хорошо заметно в лесу). Чтобы посетители не забирали с деревьев симпатичную маркировочную полоску на память, ее, во-первых, устанавливают на высоте не ниже 3–3,5 м, а во-вторых, в начальной точке тропы за символическую плату можно предложить специальные значки – копии маркировочного знака.

Маркировочный знак может иметь вид какого-либо элемента природы – зверя, цветка и т.п., наиболее типичного или представительного для данной тропы. Его изображают не только на маркировочном знаке, но и на информационных щитах и на обложке путеводителя по данной тропе.

На перекрестках, как правило, устанавливают указатели-стрелки.

Они также могут иметь нетрадиционную форму: птичка с клювом, указывающим направление движения; скачущая в нужном направлении лягушка; веточка ели с вытянутой в нужном направлении «лапкой», – простор для фантазии здесь большой. Главное, чтобы при этом все они однозначно показывали направление движения и, вместе с тем, не были очень броскими ни по форме, ни по цвету, ни по размеру. Там, где это необходимо, на указателе может быть дана информация, на каком расстоянии в метрах-километрах или минутах-часах ходьбы в среднем темпе находится тот или иной достопримечательный объект. Название самого объекта дается либо словом, либо художественным символом – пиктограммой, изображающей развилку, брод, приют и т.д.

Как правило, большинство природных троп посещают не только организованные, но и самодеятельные группы или отдельные отдыхающие. Чтобы удовлетворить их познавательные потребности, на самой тропе устанавливают указатели и особые сооружения в виде информационных стендов или, как их еще называют, аншлагов.

В начале каждой экотропы обычно устанавливают входной стенд своеобразные «ворота тропы». Именно на входном аншлаге туристы должны получить общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательностях и правилах поведения на тропе. Здесь же обычно помещают оперативную информацию – «Новости тропы», касающуюся именно данного сезона (или даже месяца), сведения о наличии особых сложностей в прохождении маршрута (например, сырые места или крутые склоны), предупреждения о пригодности или непригодности воды в роднике для питья, о том, есть ли в это время года клещи, много ли комаров и других насекомых и т.д. Вход на тропу должен быть хорошо заметен от остановки транспорта или с ближайших подступов к началу тропы.

Поскольку на входном стенде, по сравнению с обычными стендами на точках-остановках, обычно дается много информации, можно соорудить его в виде «раскрытой книги», то есть по сути сделать два стенда с одним общим столбиком посредине. В некоторых случаях входной стенд может иметь и более сложную конструкцию и представлять собой так называемую входную группу.

Еще одна рекомендация, которая основана на опыте экспертной оценки ряда отечественных троп: информация на входном (да и не только на входном) аншлаге обязательно должна быть конкретной и достоверной. И если на нем написано что-либо на тему «как прекрасен этот мир», то справа и слева, впереди и даже сзади стоящего перед стендом посетителя мир должен и в самом деле соответствовать этим словам, то есть быть образцом красоты природы, а вовсе не вытоптанной да еще и замусоренной площадкой.

На самой тропе, на каждой остановке, если есть необходимость и позволяет ситуация, устанавливается информационный стенд. Расстояние между такими остановками может быть разным: на коротких экотропах от 100–200 м (но не чаще), на длинных – до 500–800 м. Здесь дается лаконичный текст, можно с рисунками и фотографиями, о природных и исторических достопримечательностях данного места.

Щит можно укрепить вертикально (в этом случае он держится на одном или двух столбиках), а можно под наклоном (так удобнее читать). В последнем случае он укрепляется на четырех столбиках.

Как и на входном аншлаге, текст здесь должен быть лаконичным.

Если речь идет о редких растениях, можно дать их латинские названия.

К информации об особо охраняемых видах следует относиться с предельной осторожностью, чтобы это не стало своего рода провокацией к их поиску и сбору.

Способ подачи информации зависит в первую очередь от контингента посетителей. Если тропа создается для дошкольников и младших школьников, следует дать больше рисунков, можно – забавных. На тропах для взрослых текст, как правило, доминирует над рисунками, но зато большое внимание уделяется его художественному оформлению, размеру букв, сочетанию шрифтов и т.п.

Кстати, о сочетании шрифтов. Оно уместно, прежде всего, там, где таким образом подчеркивается характер сообщаемой информации: строгие прямые буквы – для строчек документа, курсив – для выделения названия вида растения или животного, легкие округлые буквы – информация для детей и т.д. Но в любом случае это должны быть именно определенные шрифты, а не произвольно, как заблагорассудится, написанные буквы.

Ниже приводится ряд рекомендаций по оформлению информационных стендов из книги «Маршрутные тропы, стенды и знаки».

Основные принципы создания удачных маршрутных указателей, стендов и информационных панелей

Знаки, указатели, стенды и панели являются частью целого.
Они призваны помочь посетителям совершить экскурсию и получить представление и информацию о территории. С их помощью трудно дать подробную или глубокую информацию, но можно побудить посетителей узнать больше. Заинтересовавшиеся посетители смогут найти более подробную ин формацию в разъяснительных материалах, фильмах, слайд-шоу и книгах.
Руководитель объекта должен отобрать такие способы предоставления информации, которые наилучшим образом удовлетворят потребности посетителей. Необходимо иметь общий план предоставления информации по объекту.

Пояснительная информация должна раскрывать одну тему – объединяющую.
Чем интересен данный объект? Почему он был особо выделен? Хотя у Вас может быть множество альтернативных вариантов, следует выбрать именно ту тему, которая раскроет значимость данного объекта. Все указатели и стенды должны соответствовать выбранной тематике.
Лучше запоминается та информация, которая основывается на практическом опыте и чувствах.
Маршрутные указатели, стенды и панели представляют информацию о реальных событиях, явлениях или предметах. Их назначение – давать пояснения по поводу конкретных объектов и ощущений, связанных с посещением объекта.

Указатели, стенды и панели должны вписываться в общий вид объекта.
Они должны усиливать впечатление от посещения объекта, а не отвлекать от него. Выбор материала, правильное его размещение и дизайн должны быть продуманными и обоснованными. Нежелательно размещать на стендах и панелях материалы, не имеющие непосредственного отношения к объекту.

Пояснения должны быть краткими и четкими.
Иногда бывает трудно отобрать необходимую информацию. Многие материалы кажутся важными и хочется разместить их все, но делать это нежелательно. Посетители приходят, чтобы непосредственно ознакомиться с объектом. Они не станут читать длинные, сложные надписи. Поэтому, может быть, рисунок и короткий заголовок – это как раз то, что нужно.

Там, где тропа подходит к концу и туристы, скорее всего, устали и физически, и эмоционально, их настроение можно поднять с помощью шутки экскурсовода или тех же стендов. Хороший пример тому – тропа «Малые Диеры» в Словакии. Перед самым окончанием тропы на ярко раскрашенной стене дома висит небольшая веревка и написано, что это устройство является универсальным барометром:

Если веревочка висит спокойно – погода хорошая,
если качается – ветер,
если мокрая – шел или идет дождь,
если заледеневшая – мороз, был или сейчас,
если ее не видно – значит, мгла или темно,
если упала – землетрясение.

В целом же, информационные стенды, выполненные оригинально и со вкусом, привлекающие внимание посетителей своим внешним оформлением и содержанием, способствуют не только увеличению информационной и эколого-воспитательной роли тропы, но также повышают ее привлекательность, подчеркивают своеобразие.

Точки обзора

Обязательным элементом обустройства любых троп, особенно на пересеченной местности, являются обзорные точки. Они не только повышают информативность тропы, но и способствуют ее большей привлекательности. Обзорные точки можно устраивать на естественных возвышениях: вершинах холмов, бровках коренного берега долин рек, над склонами оврагов и балок, откуда открывается более или менее широкая панорама. Если отдельные деревья закрывают вид в нужном направлении, но при этом не представляют особой информационной или научной ценности, их вырубают. Однако делать это надо с предельной осторожностью и обязательно после проведения специального обоснования, которое учитывало бы мнения всех заинтересованных сторон.

Такие «окна» неоднократно встречались нам на тропах национальных и природных парков ближнего и дальнего зарубежья.

Поскольку в целом для российских охраняемых природных территорий создание таких «окон» является делом необычным и само предложение уже не раз встречало негативную реакцию, поясним это на конкретном примере. На уже упоминавшейся выше тропе Малые Диеры в Словакии с одной из стоянок открывается вид на вершину горы Розсутец – обнаженные острые скалы. А по правую сторону от нее, примерно на таком же высотном уровне, видны спокойные округлые очертания вершин Полуднева Грунь и Стог, покрытых сплошным ковром высокогорных лугов. Информационный стенд на стоянке поясняет это различие: Розсутец сложен твердыми горными породами – доломитами, а две другие горы – мягкими мергелями. А для тех, кто интересуется не только открывающимся видом, но и организацией экотроп, проводник добавляет, что без вырубки двух-трех молодых деревьев на склоне ниже данной стоянки посетители не увидели бы того, что дает ключ к пониманию многих особенностей ландшафтной структуры всей охраняемой области «Мала Фатра».

Другой пример, из Латвии. Над обрывом нависает настил из бревен, опирающийся на мощные столбы, которые укреплены в нижней части склона долины реки Гауя. С края площадки открывается необыкновенно красивый вид на древнюю долину Гауи, поразительно широкую – около 400 м. Мы так и не увидели бы эту долину, если бы не искусственно прорубленное «окно» в густой лесной чаще склона.

Для наблюдения за животными выбирают видовые площадки с хорошим обзором мест их частого появления (свежие норы, многочисленные следы на мокром песке, гнезда и т.д.) и вместе с тем расположенные так, чтобы не нарушать покой зверей и птиц. Посетителям можно предложить бинокли или подзорные трубы. На самих площадках сооружаются специальные укрытия (смотровые вышки или скрадки), чтобы присутствие людей не тревожило животных.

Если на местности естественных обзорных точек нет, сооружаются искусственные. Особенно они нужны на выровненной или слабопересеченной местности. Это могут быть специальные вышки с винтовой лестницей внутри или снаружи сооружения (по типу триангуляционного пункта). В качестве обзорной точки могут использоваться обычные мосты через речки или так называемые горбатые мостики через ручьи.

Примером искусственного сооружения для лучшего обзора местности могут служить еще два объекта из национального парка «Гауя». Первый из них – деревянная смотровая вышка. Экскурсанты поднимаются по ступенькам на вершину холма, потом по лесенке забираются на вышку. Обзор с нее – на 360 градусов. На открытой верхней площадке с прочными перилами укреплена специальная тумба со стрелочками-указателями: на деревню Лигатне, на город Сигулду, на вольер с благородными оленями и т.д.

Второй пример – винтовая лестница вокруг старой липы, недалеко от развалин Кримулдского замка. Ствол липы закован в железные обручи, но это не мешает ей, поскольку расти ни вверх, ни вширь она по возрасту уже не может. Весь смысл ее жизни теперь заключается в том, чтобы каждый год по весне распускать молодые листочки, а потом осенью ронять их желтыми на землю. Да еще радовать посетителей парка открывающейся с ее вершины чудесной панорамой.

Геоботанические площадки и зоологические вольеры

Для того чтобы посетитель смог встретиться на экотропе с возможно большим числом видов растений и животных, в отдельных случаях в пределах видимости с тропы высаживают типичные для данного леса виды растений и привлекают птиц кормушками и домиками. В тех местах, где маршрут тропы обходит стороной местообитания редких и исчезающих растений, занесенных в Красные книги или охраняемых специальными постановлениями, для удовлетворения познавательной потребности посетителей и от влечения их от мест естественного произрастания этих видов рядом с тропой организуют специальные геоботанические площадки. Кроме чисто познавательных целей, такие площадки выполняют и естественнонаучную роль, являясь своего рода генетическими банками. Помимо редких растений, здесь должна быть представлена типичная для данных мест флора (декоративные, лекарственные, пищевые, кормовые, ядовитые, а также водные растения). Однако для обеспечения сохранности таких площадок их целесообразно создавать преимущественно вблизи входа в парк или заказник, в окрестностях информационного центра и т.п.

Подбор видов и группировка растений должны проводиться с учетом экологических требований и композиционных правил ландшафтного дизайна. Информационные таблички желательны, но не обязательно все растения комментировать этикетками, как в ботаническом саду, – необходимые пояснения даст экскурсовод или посетители смогут найти их в буклетах. Цветные иллюстрации в буклете помогут посетителям в определении растений. Подобного рода «открытия» заметно оживляют ход экскурсии по экологической тропе.

Помимо ботанических площадок, создают также зоологические площадки, или вольеры. Их создание не только помогает удовлетворить познавательно-рекреационные потребности посетителей, но и способствует выполнению законов и постановлений об охране диких животных.

Отжившие деревья

Своеобразными объектами местной флоры могут быть не только живые растения, но и отжившие свой век деревья и даже пни. При этом желательно, чтобы для показа был выбран пень не только большого диаметра, но и значительной высоты спила. Спил делается под наклоном к тропе: так удобнее осматривать его поверхность. Преимущества такого подхода очевидны: пень сохраняет мощный облик, никто не топчет его поверхность, желая сфотографироваться, не превращает его в стол (или стул), не кидает в его отжившую сердцевину всякий мусор и т.д.

Другой пример – тонкий спил старого дерева, на котором при помощи концентрических кругов масляной краской отмечены отдельные десятилетия или даже столетия. Таблички рассказывают о событиях, произошедших в то или иное время. Такие спилы можно встретить не только на экотропах, но и в визит-центрах некоторых российских национальных парков и заповедников.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *