Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Глава 6. Правила поведения на
экологической тропе*
В.П. Чижова
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению
Вандалами и варварами в Древнем Риме называли
воинственные дикие и полудикие племена
германцев, вторгавшихся в пределы Римской
империи с северных границ. Всякий набег
сопровождался не только от чаянным грабежом, но и
совершенно бессмысленным и безудержным
разрушением предметов материальной и духовной
культуры римлян.
В наши дни к проявлениям вандализма относят
широкий круг поведенческих актов
разрушительного или хулиганского характера,
направленных против общепринятых норм морали и
унижающих прямо или косвенно человеческое
достоинство. На экологической тропе вандализм
проявляется, прежде всего, в порче стендов и
оборудования мест отдыха и самой тропы,
разорении кормушек для птиц, появлении мусорных
свалок и битой стеклянной тары, повреждении
живых деревьев и кустарников, появлении
«автографов» (порой непечатного характера) и т.п.
В результате снижается информационная,
рекреационная и эстетическая ценность экотропы,
а это, в свою очередь, ведет к вынужденному
освоению и последующей деградации новых
участков охраняемой территории.
Прямой материальный или экологический ущерб от
актов вандализма на экологической тропе обычно
не столь велик, за исключением браконьерской
охоты и лесных пожаров, возникающих по вине
посетителей. Но не менее важен, а в ряде случаев
просто огромен ущерб моральный. От него страдают,
в первую очередь, организаторы тропы, особенно
когда в ее создании принимает участие молодежь
школьного или студенческого возраста. Морально
травмирующей является, в частности, ситуация,
когда экскурсоводы продолжают водить группы
мимо загаженных участков или испорченных
объектов, не видя для себя возможности исправить
ситуацию.
Чтобы разработать систему мер по защите
сооружений экотропы от вандализма, необходимо
знать основные причины этого явления.
Суммарный опыт организаторов экотроп позволяет
считать главными из них следующие:
низкий уровень культуры и знаний (отсутствие
представления о ценности объекта разрушения или
порчи, неправильная оценка социальных и
экологических последствий своих поступков);
желание «самовыразиться» (оставить «автографы»
и надписи, кратко выражающие отношение к
чему-нибудь, кому-нибудь или к жизни вообще);
стремление к самоутверждению путем
"покорения дикой природы";
хулиганские побуждения (умышленное и
демонстративное нарушение норм морали);
месть за уже сделанные замечания или за
потенциально возможное «ограничение свободы»,
под которой в данном случае понимается
вседозволенность в выборе маршрута и образа
действий во время посещения охраняемой
территории;
мелкий эгоизм – например, использование для
костра сухой древесины информационного стенда
или навеса над ним.
На прогулочных маршрутах, организованных по
типу экологической тропы, где информационное
использование природных ресурсов имеет решающее
значение, любые проявления вандализма
воспринимаются особенно остро. Здесь даже окурок
или конфетная обертка, брошенные на тропе, могут
вызвать ощущение резкого несоответствия тому
возвышенному настроению группы, которое
создается прекрасным пейзажем или вдохновенным
и поэтическим рас сказом
экскурсовода/проводника.
Касаясь борьбы с вандализмом, следует отметить,
что это одна из самых сложных проблем в
природоохранной работе на экологических тропах.
Причем сложность состоит зачастую не в больших
затратах, а в том, что порой просто не видно
реальных путей для пресечения проявлений темных
сторон человеческой психики. И на долю
организаторов экотроп остается только
планирование дополнительных средств и времени
на ликвидацию или хотя бы уменьшение по
следствий вандализма.
Опираясь на некоторый опыт, накопленный
студентами Дружины охраны природы Уральского
госуниверситета под руководством А.В. Доброва в
процессе строительства и эксплуатации
экологической тропы, начинающейся от полустанка
Бажуково (природный парк «Оленьи ручьи»), можно
предложить следующую систему общих мер по
предотвращению вандализма:
Нельзя оставлять надолго незаконченное
строительство; это касается и мелких недоделок,
которые провоцируют разрушение как части, так и
всего сооружения.
Необходимо, чтобы посетители тропы чувствовали
заботу о себе со стороны организаторов; она
должна проявляться как в деталях оборудования
остановок и мест отдыха, оформленных удобно и
красиво, так и в информации – достоверной,
своевременной и доброжелательной.
На тропе должно постоянно ощущаться
присутствие хозяев. Этому способствуют
регулярное (раз в месяц, а то и в неделю)
обновление оперативной информации на стендах; по
возможности быстрый ремонт повреждений, а также
ежедневная рейдовая работа по борьбе с
браконьерством и другими нарушениями
природоохранных правил в зоне тропы. Основным
методом воздействия при встрече с нарушителями
должна быть разъяснительная работа и устное
предупреждение и только при злостном или
повторном нарушении – штраф.
Нельзя допускать скопления даже
незначительного количества мусора на стоянках и
на самой тропе. Чистота побуждает посетителей к
поддержанию порядка, и наоборот: замусоривание
всегда порождает еще большее замусоривание. Эта
цепная реакция характерна и для вандализма в
целом. В том числе и для «автографов», количество
которых на достопримечательных природных и
культурно-исторических объектах тропы растет
лавинообразно, если вовремя не ликвидировать
первые надписи.
Помимо общей системы мер можно предложить еще
ряд способов по профилактике различных типов
нарушений. Так, например, в случае исчезновения с
тропы деревянного столба со стендом не следует
устанавливать такой же точно столб повторно.
По-видимому, он был изъят для хозяйственных
целей. Поэтому есть смысл следующий стенд
установить на железном столбе. Если и этот столб
исчезнет, можно поста вить такой же железный
столб с предварительно просверленными в нем
дырками. И так далее.
Другой пример. Для предотвращения порчи
стендов путем выдергивания столбиков из земли
можно в основании прикручивать их накрепко
болтами к металлическому столбику, окрашенному
для маскировки в зеленый цвет травы. А чтобы все
это сооружение не было расшатано ветром или
выдернуто из земли варварской рукой, в земле
следует закопать бетонное основание, в которое и
вмонтировать этот столбик.
Для большей гарантии сохранности деревянных
скульптур их не только закрепляют, как и в
предыдущем примере, на металлическом столбике,
заглубленном в бетонное основание под землей, но
еще и пропускают сквозь них сверху донизу
несколько толстых металлических штырей.
Еще один способ сохранения искусно вырезанных
деревянных стендов – покрытие их с изнанки
каким-нибудь густым маслянистым, практически не
сохнущим составом типа солидола, после
соприкосновения с которым руки надолго
сохраняют отвратительный запах. Он был
продемонстрирован Александром Афониным,
доцентом Московского педагогического
государственного университета (МПГУ),
руководителем студенческого
эколого-культурного объединения «Коряга», после
завершения создания экологической тропы на
острове Валаам. Эффективность этого способа, к
сожалению, нам не известна.
Проблема «автографов» на экологических тропах
является интернациональной: практически в любой
стране мира можно встретить оставленные таким
способом следы пребывания человека в
достопримечательных местах. Их пишут на скалах,
вырезают на деревьях и деревянных ограждениях
видовых площадок. Ими бывают исписаны
информационные стенды. Автор встретила такой
автограф даже на плоской поверхности
травертиновой терраски необыкновенной красоты
при подъеме на Mammoth Hot Springs (огромную разноцветную
парящую гору из травертина) в Йеллоустонском
национальном парке.
Трудно даже представить себе что-либо более
дикое и несовместимое с окружающей хрупкой
красотой, чем эти инициалы, выведенные, очевидно,
палкой на крошащейся снежно-матовой поверхности.
Для борьбы с этим злом используют не только
строгий контроль и штрафные санкции, но и
специальные доски или тетради для автографов. В
них организаторы тропы заверяют посетителей, что
эти документы будут вечно храниться в фондах
охраняемой территории. Однако, как правило, и это
не останавливает процесс появления новых
автографов на самих объектах природы.
Ликвидировать уже существующие надписи, не
испортив сам объект, очень трудно, а порой и
невозможно. Дело это требует не только сил и
времени, но и знаний, каким именно способом можно
ликвидировать те или иные надписи. Одна из
наиболее радикальных технологий сведения краски
с любых поверхностей была разработана
упоминавшимся выше эколого-культурным
объединением «Коряга». Были выявлены отдельные
виды низших растений, которые, будучи
закрепленными на загрязненной поверхности с
помощью специального клеящего вещества,
используют краску в качестве... пищи. При этом
растения развиваются естественным образом, и
получается красивый живой слой, который имеет
хорошую сцепляемость даже с вертикальной
поверхностью. В разных климатических условиях
используются разные растения. Несмотря на то, что
они сильно отличаются друг от друга как по своим
свойствам, так и по внешнему виду, все они успешно
выполняют свою задачу – «чистят» поверхность от
масляной краски.
Описанная технология была запатентована как
«Состав для окрашивания поверхности с трудно
удаляемыми загрязнениями, имитирующий
естественный природный фон» – заявка 94-003369/05(003
586) от 09.02.1994. Кстати, в Йеллоустоунском
национальном парке с большим интересом
отнеслись к информации об этом изобретении.
И еще одно правило, способствующее
предупреждению вандализма на тропе, о котором
уже упоминалось выше. Текст на аншлагах должен
подаваться именно в информационной, а не
директивной форме. Неоднократно доказано, что
директивные аншлаги подсознательно оскорбляют
читающего их человека. Происходит это не только в
связи с самим смыслом информации (угроза
неминуемой кары), но также в результате
подавления возможности самому выбирать
положительный стиль поведения. В результате
провоцируются нарушения, причем агрессивные
действия посетителя направлены не против
объекта охраны, а, прежде всего, против самого
стенда, а уже заодно страдает и объект.
В заключение этой темы можно сказать, что
вандализм искоренить непросто, но традиции
создаются не годами – десятилетиями. Назначение
экологических троп как раз и состоит в
формировании высокой культуры поведения
населения в природной обстановке.
Эскиз «летописного» аншлага (слева),
памятка туристу в Байкальском заповеднике
(справа)
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.