ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах Дальневосточного морского заповедника

А.А. Гульбина

Особенностью эколого-просветительской деятельности заповедников вообще и Дальневосточного морского биосферного заповедника в частности является возможность проводить экскурсии в условиях хорошо сохранившейся природной среды и демонстрировать редкие, а за частую и уникальные природные объекты. Обучение на природе, просвещение в непосредственной близости к природе должно создавать особую образовательную и эмоциональную среду, ориентированную на импульс к сохранению этого удивительного мира, в котором нам посчастливилось жить. Для того чтобы охватить просветительской деятельностью самые разные круги населения, заповедник ведет интенсивный поиск новых форм и методов экологического просвещения. Взяв за основу традиционные направления музейной работы – создание экспозиций с диарамами и натурными экспонатами, аквариумов с обитателями моря, организацию лекций с демонстрацией видео- и аудиоматериалов – мы расширили рамки статичной экспозиции музея «Природы моря и её охраны», разработав экскурсионные маршруты по прилегающей территории острова Попова.

Сегодня морской заповедник предлагает как обзорные, так и тематические экскурсии по острову. Большая часть экскурсий рассчитана на самый широкий круг посетителей, часть – на специалистов (например, орнитологов). Темы экскурсий раскрывают природный и историко-культурный потенциал острова. Вот темы экскурсионных маршрутов, пользующихся особым вниманием: «Обзорная экскурсия по экологи ческой тропе», «Геологический мир острова», «Экология древнего человека», «Обитатели литорали», «Растения вокруг нас», «Витаминная кладовая», «Фортификационные сооружения», «Царство пернатых». Эти экскурсии стали основой комплексной программы, которая помогает на примере острова показать различные аспекты и исторические этапы взаимодействия человека и природы и построить свое отношение к острову как к уникальной природной системе, хрупкой и требующей к себе большого внимания.

Экскурсионные маршруты дают возможность увидеть тесную связь природы и человека на протяжении тысячелетий. Экскурс в геологическое прошлое возвращает нас в период неогена (12 – 8 млн. лет), к грандиозным природным событиям, которые привели к формированию впадины Японского моря и, в частности, залива Петра Великого и его островов. Материалы экскурсии позволяют проследить изменения при родных условий в течение длительного времени: похолодания и потепления климата, колебания уровня моря и изменения береговой линии.

Вот как выглядит программа маршрута «Геологический мир острова».

1. Знакомство в музее с историей геологического прошлого Японского моря и залива Петра Великого, осмотр образцов пород, слагающих острова.

2. Построение «Геологической шкалы времени» (на улице, вдоль здания музея расчерчена дорожка) с момента образования нашей планеты в Солнечной системе до наших дней. Геологическую шкалу выстраивают экскурсанты, которым раздаются карточки с на званиями основных этапов развития нашей планеты. Особое внимание уделяется времени появления человека на планете Земля, соотношению продолжительности жизни человека и продолжительности существования нашей планеты, влиянию человека на жизнь Земли.

3. Пешеходная экскурсия вдоль берега моря. Знакомство с горными породами и процессами их образования. Изменение ландшафта человеком.

4. Работа с геологической коллекцией в учебном кабинете. Определение собранных образцов пород.

На экскурсиях, знакомящих с многообразием животного и растительного мира, используются определители. Тем самым экскурсантам дается возможность самим узнать то или иное животное или растение. На всех экскурсионных маршрутах широко используются имитационные игры; таким образом, посетители становятся не только слушателями, но и действующими лицами. В процессе общения создается образовательная среда, способствующая лучшему усвоению материала, пониманию природы, восхищению ей, желанию ее сберечь. Большое внимание уделяется от ношению человека к природе на разных этапах его развития.

Часть игр построена на моделировании поведения древнего человека в природе. Экскурсия по экологической тропе включает посещение кургана из камней, который по преданию был местом древнего жертвенника. Подтверждением частой посещаемости этого места служит ведущая к нему широкая тропа, края которой вымощены валунами.

Познакомившись с основными породами широколиственного леса, экскурсанты по подземному ходу спускаются к морю, где им предлагается выбрать любой из приглянувшихся небольших камней и вернуться с ним на тропу. После этого экскурсовод рассказывает об отношении к природе древних людей, зависимости от нее, почитании ее сил и предлагает пройти по тропе к жертвеннику тем путем, каким шли люди в древности.

Эта тропа была построена не совсем обычно: она двухполосная, террасированная вдоль своей оси. Отягощенные заботами люди шли к жертвеннику по нижней террасе тропы. Проведя обряд жертвоприношения и очищения и попросив у Природы щедрого урожая, удачной охоты, пополнения рода, люди освобождались от груза забот и со светлыми надеждами возвращались домой по верхней террасе тропы. Экскурсовод предлагает посетителям выстроиться в цепочку и подниматься к жертвеннику по нижней террасе, мысленно закладывая каждый в свой камень информацию о тех качествах, от которых они хотели бы избавиться: озлобленность, зависть, вредные привычки и т.д. Встав вкруг у кургана, каждый кладет на него свой камень и этим как бы облегчает свою душу. Завершающим аккордом является беседа о том, что поддержание жизни на нашей планете зависит, прежде всего, от Солнца.

Во время экскурсии группы наблюдают великолепную панораму островов залива Петра Великого, посещают величественные скалы мыса Проходного – овеянного легендами Ущелья дракона, но, тем не менее, запоминается она посетителям именно этим посещением кургана.

Поэтому и назвали люди эту тропу тропой желаний, и ходят на нее вновь и вновь.

Важнейшим рубежом в истории природы и человека явилось глобальное потепление, наступившее после окончания ледниковой эпохи около 13–10 тысяч лет назад. Именно с этого времени началось активное заселение древними людьми территории Приморья. В период неолита человек освоил континентальные и прибрежные районы, а в раннем железном веке – и островную зону. Наибольшее число археологических памятников на островах залива Петра Великого относится к Янковской археологической культуре I тысячелетия до нашей эры. Остатки около 10 поселений этого времени обнаружены на острове Попова. О жизни населявших их людей рассказывает экскурсия «Экология древнего человека». Программа экскурсии включает знакомство с экспозицией музея, посещение места первобытного поселения, знакомство с бытом, орудиями труда и промысла людей Янковской культуры, моделирование поведения древнего человека, урок изготовления глиняной посуды методами древних гончаров.

Экскурсия начинается в музее со знакомства с экспозицией «Человек и природа в древности», которая расположена в специально оборудованном зале. Экспозиция, используя научные факты и художественные образы, представляет жизнь обитателей острова около 3 тысячелетий назад, рассказывает о взаимоотношениях наших далеких предков и окружающего мира. При планировании экспозиции были выбраны три аспекта, в которых могут быть показаны взаимоотношения Человека и Природы в древности. Это хозяйственно-промысловая деятельность, ритуально-культовая и искусство.

Экскурсию по экспозиции продолжает маршрут к поселению древних людей, занимавшихся активным морским промыслом, охотой и собирательством. Во время экскурсии мы пытаемся воссоздать обстановку и настроение древних промысловых ритуалов и праздников.

Экскурсантам раздаются открытки с изображениями коренных народов Дальнего Востока – потомков тунгусо-язычного населения, проживавшего в древности на островах. Они выбирают себе понравившуюся народность и становятся племенами – удэге, орочей и т.д. Имитируют обряды древнего племени – выбирают невесту, шамана, создают писаницы мелом на каменных глыбах – все эти действия превращают экскурсию в событие, позволяющее погрузиться в мир прошлого, лучше понять языческое почитание сил Природы.

Нам хочется надеяться, что на примере острова Попова обращение к истории взаимоотношений Человека и Природы, особенно к ее ранним этапам, в какой-то мере поможет сделать наших современников мудрее и внимательнее к окружающему их живому миру. Люди не должны забывать, что они составляют с природой неразрывное целое и, по сути, сегодня зависят от нее так же, как и тысячелетия назад. Жить в гармонии с природой – одновременно и сложно, и просто, и этому нужно учиться и учить.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *