Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Основные цели: закрепление положительного
эмоционального отношения к природе.
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: ручные животные —
кролик или морская свинка, ручная крыса,
кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше —
квакши, жабы), из змей — ужи или полозы.
Процедура. Контакты участников с животными
целесообразно организовывать на каждом занятии.
Если игры проводятся на базе живого уголка, это
происходит само собой. Участники перед началом
занятий и во время перерывов сами стараются
пообщаться с животными.
Вначале следует предлагать группе контакты с
теми животными, которые всеми воспринимаются
однозначно положительно: кролик, морская свинка.
Животных можно гладить, брать на руки,
прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно
предложить ручную белую крысу, подчеркивая при
этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от
кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и
интереснее.
Если кто-то из участников не хочет брать в руки
крысу, лягушку или ящерицу, ему предлагается до
него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться,
когда другой участник или ведущий держит ее в
руках; то же самое в отношении змей: вначале
ведущий держит ее сам и предлагает дотронуться,
погладить хвост (это воспринимается как «менее
опасное»). Таким образом, постепенно, от занятия к
занятию, те из участников, которые вначале
отказывались трогать «неприятных» животных,
начинают к ним привыкать и даже получать
удовольствие от этих контактов.
Участники всегда с удовольствием наблюдают за
кормлением животных.
Можно предложить им покормить с пинцета
кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс
заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда
лягушка проталкивает ее в глотку с помощью
глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления
от контактов с животными обсуждаются в кругу.
Примечание. Тактильные контакты с
животными очень ответственный этап занятий. Ни в
коем случае нельзя торопиться, следует строго
соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть
участник так совсем и не дотронется до
какого-нибудь животного, чем останется
неприятное воспоминание от того, что он взял его
в руки вопреки собственному желанию.
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.