ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 8. Разработка концепции визит-центра*

Л.В. Ильина, С.Ю. Королевская

8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?

Идея, цель и задачи, структурные составляющие

Организация сети экологических маршрутов как одно из основных направлений эколого-просветительской деятельности заповедников, национальных и природных парков, заказников, неразрывно связано с созданием музеев и визит-центров для посетителей.

На охраняемых природных территориях, организованных 10 и более лет назад, традиционной формой работы с посетителями остаются музеи природы. Основными проблемами, с которыми они сталкиваются в последнее время, являются пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетителями.

Для охраняемых природных территорий, возникших в последнее время, вопрос создания музеев природы связан со значительными финансовыми затратами, зачастую – с нехваткой компетенции и специальных умений и навыков у сотрудников ООПТ (в штате заповедника и национального парка может быть не предусмотрено таких необходимых для музея природы специалистов, как экспозиционер или хранитель фондов). Кроме того, время предъявляет новые требования к принципам организации работы ООПТ с посетителями: музеи природы постепенно уходят в прошлое; их место занимают центры для посетителей, или визит-центры.

Визит-центр – это место, где посетители получают информацию об охраняемой природной территории, а также сопутствующие рекреационные услуги.

Здесь организуются постоянные и временные экспозиции, проводятся занятия с детьми, читаются лекции. Здесь посетитель может по лучить квалифицированную консультацию по поводу основных достопримечательностей и возможностей проживания, имеющихся на ООПТ, записаться на экскурсию, посетить кафе, попробовать произведенную на ООПТ экологически чистую продукцию, приобрести буклеты, карты и сувениры. Визит-центр зачастую является той отправной точкой, откуда берут начало экологические тропы.

Очевидно, что визит-центр имеет несколько функций и призван решать целый спектр задач. Тем не менее, цель познакомить посетителей с охраняемой природной территорией ставит на первое место задачу организации информационных потоков (постоянных и сменных выставок, буклетов и брошюр, видео- и мультимедиа продукции и пр.), которые призваны обеспечить гостям ООПТ незабываемую встречу с ее природой, историей и культурным наследием. Грамотно организованная, легко воспринимаемая и красиво упакованная информация, вызывающая живой интерес, подобна хорошей книге, которая побуждает обращаться к ней снова и снова. Кроме того, она должна давать людям представление о том, что в мире имеются и иные «книги» – другие охраняемые территории, совокупность которых образует национальную и всемирную сети ООПТ. Важно донести до посетителей саму идею заповедности как интеркультурного феномена, присущего всем без исключения временам и народам.

Информация, сбором, хранением, обработкой и интерпретацией которой занимается визит-центр, ориентирована в первую очередь на тех посетителей охраняемой территории, которые приезжают сюда с туристическими целями. Следовательно, она должна, как минимум, включать сведения о туристических достопримечательностях, объектах туристской инфраструктуры, возможностях размещения и питания, а также обо всех услугах в сфере туризма, которые имеются на данной ООПТ. Визит-центр, при этом, может сам предлагать туристам определенный пакет (набор) услуг, например, экскурсии в сопровождении гида, прокат велосипедов и туристского инвентаря, продажу экологически чистой продукции, произведенной местными жителями.

Вся информация, а также услуги, оказываемые центром, призваны содействовать развитию экологического туризма на ООПТ и экономическому развитию региона в целом, а сам центр должен быть интегрирован в региональную сеть организаций по экотуризму.

Следующей важнейшей задачей центра для посетителей является организация работы по экологическому просвещению, что связано со спецификой ООПТ как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. Данная работа ведется посредством проведения бесед на природоохранную тематику; экскурсий экологической направленности как по экспозициям центра, так и по экотропам, расположенным на прилегающей к нему территории; конкурсов и выставок детского творчества и т.д. Все это призвано содействовать воспитанию чувства ответственности и патриотизма, повышению общего культурного уровня посетителей ООПТ и уровня их экологической культуры.

Наконец, центр для посетителей, в отличие от традиционного музея природы, должен представлять собою еще и социальный институт – место встреч и общения, проведения досуга и даже психологической реабилитации. Для этого здесь могут иметься кафе, библиотека, детская комната, игровая площадка и пр.

В соответствии с перечисленными выше задачами структура центра для посетителей включает не только здание, но и различные объекты, расположенные на прилегающей к нему территории. Вполне понятно, что в зависимости от условий конкретной ООПТ не все перечисленные ниже составляющие могут иметь место.

В идеале в здании визит-центра могут быть размещены:

постоянные экспозиции (если визит-центр создается на базе музея природы, его экспозиции, дополненные новыми экспонатами, могут лечь в основу как постоянной экспозиции визит-центра, так и его сменных тематических выставок);

  • сменные тематические выставки;
  • комната экологического просвещения детей ;
  • комната или пространство для отдыха;
  • кинозал, конференц-зал;
  • информационная стойка для посетителей;
  • сувенирный киоск;
  • кафе;
  • гардероб;
  • туалеты;
  • кабинет для сотрудников визит-центра;
  • библиотека;
  • хранилище экспонатов.

Объекты, размещенные вне здания визит-центра:

  • стоянка для автотранспорта (зарубежные визит-центры, как правило, оборудованы еще и стоянками для автотранспорта инвалидов, въездными приспособлениями и колясками для этой категории посетителей);
  • информационные стенды на территории визит-центра (с приветствием – при въезде, с приглашением посетить экотропу – при входе на тропу); флагштоки;
  • экотропа в окрестностях визит-центра;
  • экспозиция под открытым небом (минералогическая, ботаническая, историко-этнографическая и т.д.);
  • вольеры с животными;
  • детская игровая площадка (здесь важно дать возможность детям не только подвигаться, но и узнать что-то новое, получить некий уникальный опыт, к примеру, попрыгать на прыжковой дорожке и сравнить длину своего прыжка с прыжком животных – желательно, обитающих в данной местности);
  • оригинальная беседка или площадка для отдыха посетителей, кафе, туалеты.

В силу изложенной выше многофункциональности, работой по организации визит-центров должны заниматься не только сотрудники отдельно взятой ООПТ. Их задачей является формулировка концепции содержания работы визит-центра. Создание же архитектурного проекта (в случае, если для центра планируется отвести отдельное помещение) и разработку выставочной концепции необходимо доверить специалистам в данных областях деятельности (музейным работникам, архитекторам, художникам, дизайнерам и пр.). Если в силу разных причин ООПТ не в состоянии воспользоваться услугами перечисленных выше специалистов, имеет смысл включить их в состав рабочей группы проектировщиков визит-центра в качестве консультантов.

Возможные концептуальные решения визит-центров для посетителей ООПТ

В зависимости от того, какая из задач выбирается разработчиками как приоритетная, визит-центр для посетителей, сохраняя свою доминантную информационную функцию, может приобрести либо туристическую (информационный центр), либо эколого-просветительскую (эколого-просветительский центр), либо досуговую направленность (познавательно-развлекательный, или Science Center).

Выбор концептуального решения определяет выставочную концепцию.

Информационный центр

Эта разновидность визит-центров призвана удовлетворять потребности тех посетителей ООПТ, которые приезжают сюда с туристическими целями. Таким образом, из четырех составляющих работы центра для посетителей здесь максимально реализованы две: информирование и содействие развитию туризма.

Как показывают данные опроса сотрудников информационных центров ООПТ, интерес посетителей (их «первый вопрос») направлен, как правило, не на охраняемую территорию как таковую, а носит общий характер. Вопросы касаются (наряду с вопросами о статусе ООПТ), в первую очередь, карт, описаний имеющихся туристических объектов и музеев, ночлега и кемпингов, расписания движения общественного транспорта и цен на него, пешеходных маршрутов и велосипедных дорожек, проката велосипедов, сувениров, открыток и т.п. Следовательно, информация визит-центра должна, как говорилось выше, включать сведения о туристических достопримечательностях территории, объектах туристской инфраструктуры, возможностях размещения и питания, а также обо всех услугах в сфере туризма, которые имеются на данной ООПТ.

Центр может сам предлагать туристам определенный пакет (набор) услуг. Приведем в качестве примера информационный центр экологического туризма национального парка «Куршская коса» – один из первых российских визит-центров ООПТ. Посетителям центра предлагаются – информация о достопримечательностях и размещении в поселках косы, разнообразная печатная и сувенирная продукция, услуги по организации и проведению экскурсий. Для содействия местным социально экономическим инициативам при информационном центре был открыт фонд микрокредитования местного населения, средства которого направляются на развитие мелкого частного бизнеса в сфере туризма.

Таким образом, туристическая информация, а также услуги, оказываемые центром, призваны содействовать развитию экологического туризма на ООПТ и экономическому развитию региона в целом, а сам центр должен быть интегрирован в региональную сеть организаций по экотуризму.

Эколого-просветительский центр

В соответствии с Федеральным законом об ООПТ, российские охраняемые территории являются не только природоохранными и научно исследовательскими, но и эколого-просветительскими учреждениями. В их структуре имеются самостоятельные подразделения, реже – штатные единицы, в чьи должностные обязанности входит организация работы по экологическому просвещению местного населения и посетителей; помещения, занимаемые эколого-просветительскими отделами, становятся площадкой для проведения уроков и бесед, кружковых занятий и пр.

Визит-центр для посетителей может сделать данную работу более эффективной, если организован как эколого-просветительский, то есть сочетающий информирование с экологическим воспитанием и просвещением. Именно здесь появляется возможность сочетать традиционные способы просветительской работы (проведение бесед и уроков на природоохранную тематику и пр.) со специфическими музейными приемами (экскурсиями экологической направленности как по экспозициям центра, так и по экотропам, расположенным на прилегающей к нему территории; конкурсами и вы ставками детского творчества и т.д.).

Сочетание разнообразных способов воздействия на посетителей поможет воспитанию у них чувства ответственности и патриотизма, повышению общего культурного уровня и уровня экологической культуры.

Познавательно-развлекательный центр (Science Center)

Познавательно-развлекательные центры как одна из разновидностей центров для посетителей ООПТ менее всего известна в нашей стране, поэтому здесь им уделяется более пристальное внимание.

Идея Science Centers (центров науки) выросла из желания не просто приоткрыть широким слоям населения тайны природы и законы, по которым существует Вселенная, но сделать процесс приобщения людей к знаниям не менее захватывающим, чем катание на горных лыжах или посещение парка с аттракционами.

Соответственно идее, размеры и качество экспозиционного пространства данных центров поражают своим размахом и объемом капиталовложений, использованием новейших технологий и наличием огромного количества интерактивных способов подачи информации. По сути, практически каждый высокотехничный экспонат познавательно развлекательного центра представляет собой интерактивную образовательную модель. Вы не знаете, что находится внутри человеческого тела? Превращайтесь же во врача-хирурга, и самостоятельно проведите операцию тяжело больному человеку! После этого вы никогда не перепутаете, с какой стороны у человека находится сердце, и как работают легкие! Вы никогда не слышали о том, что такое терменвокс, но всегда мечтали стать музыкантом? Так сыграйте же на нем, заодно получив информацию о принципе его действия и истории создания! Сочините свою собственную симфонию из солнечных лучей; позвоните по телефону в будущее Земли и узнайте, какой прогноз погоды ожидается на 2050 год и почему; нажмите кнопки на пульте управления и поглядите, как увеличилось население планеты за последние сто лет, и это далеко не все! Показать людям то, что не видно глазу. Или то, что видно, но раньше не замечали. Дать человеку почувствовать себя творцом Вселенной.

Позволить самому сотворить дождь. Приоткрыть тайну человеческого рождения. Помочь осознать, как невероятно интересно жить на Земле! И наконец – совместить интеллектуальное и чувственное восприятие жизни: показать, что учиться может быть увлекательно и интересно.

Помочь найти свой путь, ибо – кто знает? – быть может, мальчик или девочка, однажды открывшие для себя в центре науки, сколь увлекательна может быть геология (экология, медицина и прочее, и прочее), будут заниматься ею всю оставшуюся жизнь?

Авторам данного обзора удалось посетить один из таких центров, расположенный в городе Сент-Луис (США). Знакомство с Science Center Сент-Луиса входило в программу обучающей поездки «Дизайн и проектирование визит-центров», организованной американской Службой рыбы и Дичи для сотрудников российских ООПТ в 2002 г.

Несмотря на то, что Science Center Сент-Луиса не относится к числу самых больших, его размеры поражают, а впечатление, которое экспозиции центра производят на посетителей, сохраняется в памяти по сей день. Это впечатление огромного калейдоскопа: стеклянного купола, уходящего на немыслимую высоту и наполненного шумом, гамом, детским смехом, а также звуками совершенно непонятного происхождения, многоцветьем красок и толпами передвигающихся в разных на правлениях людей.

Выставки центра науки располагаются не только в наземных, но и в подземном ярусах. Этих выставок пять, и они концептуально согласованы друг с другом: «Земля – планета в составе Солнечной системы», «Геологическая история Земли», «Возникновение жизни на Земле», «Экология Земли» и «Экология будущего». Поднимаясь по спирали все выше и выше, преодолевая один ярус за другим, посетители словно следуют по пути, пройденному человечеством в постижении таинств и законов бытия: подобно Библейскому Адаму, дают имена живым существам; словно пионеры-первооткрыватели, исследуют океаны и континенты; узнают, из чего состоит вода и земная твердь, каков в действии закон круговорота воды и какова природа ультрафиолетовых лучей…. И, наконец, преодолев закон земного притяжения, взлетают в синее небо на воздушном шаре, самолете, на ракете! Полет человеческой мысли… Полет человека в космос… Свечение звезд и галактик…. Так заканчивается посещение центра науки. И здесь начинают появляться вопросы, так как во всей этой тщательно спланированной и виртуозно выполненной комбинации из холодной науки и горячего восторга есть вещи, которые настораживают.

Первое: далеко не всегда удовольствие, полученное от нажимания на рычаги, конструирования, запускания, поворачивания и переделывания, раскрашивания и обесцвечивания, органично заканчивается желанием узнать, а для чего же, собственно, вы это нажимали, поворачивали и выкручивали, для чего все это кем-то придумано и какие именно процессы призвано вам объяснить? Возникает правомерный вопрос: может, мы находимся не в центре науки, а в казино? Азарт – тот же, его испытывают не только дети, но и взрослые, и это – вместо того, чтобы вовремя вступить и в нужный момент помочь ребенку понять, что именно тот сейчас испытал…

Второе: далеко не все родители, приводящие своих детей в подобные центры, способны выполнять здесь функцию гида-проводника. Процессы, которые призваны иллюстрировать хитроумные механизмы, довольно часто оказываются сложны да же для них. Одно и остается – удовольствие получать.

Третье: какими бы продвинутыми ни были экспонаты, они все же не могут заменить человеку простого человеческого общения. Это стало понятно, когда мы, уже изрядно подуставшие от мелькания, жужжания, блеска и кружения, оказались в тихом закутке, где колоритный седой старик вел с притихшими от удивления детьми неспешный разговор о природе происхождения звука. Как фокусник из запыленных фолиантов с детскими сказками, он на глазах у замершей толпы извлекал нежные ноты из стеклянных сосудов и из мертвых камней… Это было невероятно красиво, и это призывало выйти из каменных стен, наполненных механическим гулом, и прислушаться к шелесту листвы, к дуновенью ветра, к птичьим трелям и барабанной дроби дождя. И это впечатление стало знаковым: может быть, такие центры нужны, в конечном итоге, именно для того, чтобы заставить человека вернуться туда, откуда он пришел? Заставить вернуться – и начать все снова, но теперь уже подчиняясь зову не только разума, но и сердца...

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |