Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Основные цели: снятие коммуникативных
барьеров, создание положительного настроения,
развитие навыков группового взаимодействия,
развитие чувства персональной ответственности
за групповой результат.
Ориентировочное время: около 40 минут.
Процедура. На первом этапе из участников
формируется «сороконожка».
Строение этого существа таково, что впереди
становится участник с открытыми глазами —
«голова сороконожки» — а все остальные
участники выступают в роли «сегментов тела» и
будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение
«сегментов» осуществляется путем «захвата»
талии впереди идущего. Маршрут должен проходить
по пересечённой местности или по коридорам и
лестницам здания, в котором проводятся занятия.
Если позволяют условия, можно предусмотреть
выход на улицу, так чтобы определенный участок
маршрута проходил по оживленному тротуару.
Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами
они, формируя «сороконожку», не предполагают, что
она покинет пределы игровой комнаты.
Руководитель направляет путь «сороконожки».
На втором этапе благополучно вернувшиеся с
маршрута участники садятся в круг и анализируют
упражнение. Вначале высказываются «сегменты»,
акцентируя внимание на способах своего
взаимодействия с соседними «сегментами» и на
стратегии «головы», которая либо помнила об их
проблемах, либо неслась вперед, забывая об их
комфорте и безопасности. Участники также
высказываются о том, как они относятся к тому, что
на них смотрели посторонние люди. Завершает
обмен впечатлениями «голова».
Примечания. На роль «головы» я стараюсь
выбрать уравновешенного и заботливого человека,
чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и
комфорт всех участников.
Как правило, это упражнение позволяет
подчеркнуть ответственность каждого за
самочувствие партнёров, даже если они находится
в хвосте «сороконожки». Участники приходят к
пониманию большого значения взаимной заботы и
внимания друг к другу «в мелочах» для успеха
общего дела.
Особая проблема — это нестандартное поведение
на глазах у окружающих.
Отношение участников к такой ситуации бывает
разное, но в целом они гордятся, что сделали ЭТО
на глазах у прохожих. К тому же мы приходим к
пониманию, что мы вели себя нормально, а
окружающие, прежде всего, нам завидовали.
При прохождении маршрута я всегда стараюсь
провести группу по лестницам. Именно прохождение
лестниц позволяет участникам проявлять заботу
друг о друге. И хотя за восемь лет использования
мною этого упражнения ни разу не случилось
каких-либо физических неприятностей, я стараюсь
принять определенные меры безопасности: 1)
собрать очки у участников; 2) запереть на ключ
кабинет с нашими вещами; 3) при спуске с лестницы я
иду впереди группы; 4) при подъеме — позади.
Изредка встречаются участницы
(старшеклассницы, учительницы), которые не хотят
пересилить своего смущения и принять участие в
упражнении.
Я прошу такую участницу стать наблюдателем и
рассказать во время обсуждения в кругу, что
интересного и важного она заметила «со стороны».
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.