ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы*

В.П. Чижова

2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы

Буклеты-путеводители

Одним из основных источников информации на тропе является буклет. Другое название этого печатного материала – буклет-путеводитель. Особенно велика его роль для тех троп, которые предназначены в основном для самостоятельного прохождения. Здесь буклет играет роль своего рода личного проводника. Это касается не только ориентирования на местности, но и – главным образом – передачи экологической информации от организаторов экотропы к ее посетителю.

Буклет может быть небольшой книжечкой или представлять собой одну-две странички, соединенные вместе (так называемая листовка). Но какую бы форму ни принимал этот информационный материал по тропе, он обладает некоторыми общими чертами. Соответственно, можно предложить некоторые общие рекомендации для составления буклета.

Буклет составляется на основе комплексного описания, которое обязательно предшествует организации тропы на местности, а позже используется экскурсоводами и проводниками в качестве методического материала. Описание состоит из двух частей, которые могут быть изложены последовательно или другим способом, если это оправдано теми или иными конкретными задачами. Первая часть – краткое изложение всего маршрута с указанием направления движения, встречающихся естественных препятствий, расстояния между примечательными точками тропы; вторая часть – рассказы о тех явлениях или объектах, на которые следует обратить внимание посетителей тропы в определенных точках маршрута.

Описания природных и иных явлений и объектов, встречающихся на экологических тропах, имеют свои особенности в сравнении, скажем, с изложением аналогичного материала в учебнике или в справочнике. Во-первых, это не просто достоверные научные сведения (высота над уровнем моря, тип леса и т.п.), а информация, поданная в увлекательной и выразительной форме, так, чтобы экскурсоводу легче было заинтересовать посетителей тропы, вызвать у них желание по больше узнать о природе. Во-вторых, поскольку рассказ на остановке должен быть не слишком длинным, чтобы не утомить слушателей, из многочисленных фактов лучше отобрать самые интересные и важные – в первую очередь, то, что удастся наблюдать своими глазами во время экскурсии.

В тексте буклета должно быть совсем немного цифр и только наиболее важные из них – те, что нужны не для запоминания, а лишь для лучшего понимания остального содержания. Как сказал Михаил Анчаров в своем романе «Самшитовый лес»: «Уже есть справочники на все случаи жизни, а что понадобится – запомнится само! Помнить без доказательств надо только таблицу умножения, а все остальное надо понять».

И еще: при составлении комплексного описания тропы необходимо помнить, что, передавая посетителям знания о природе, нужно помочь им увидеть необычное в обычном. К примеру, казалось бы, что необычного можно рассказать о грибах-трутовиках. Их можно встретить в любом лесу, и к ним уже давно все привыкли. Но вот о том, что продолжительность жизни такого гриба в среднем совпадает со средней продолжительностью жизни человека – 80 лет, знает далеко не каждый. Как и то, что всего лишь за один день они производят до 30 миллиардов (!) спор, которые при благоприятных условиях могут дать жизнь новому грибу – чем не удивительный факт.

Порядок изложения материала в буклете по экотропе тоже имеет свои характерные особенности. В начале помещают схему маршрута с указанием положения основных информационных точек – остановок на маршруте. Если маршрут короткий, то каждой точке присваивается свое наименование, например: долина реки Сетуни, «кузница» дятла, первоцветы и т.д. Если маршрут длинный, лучше показать точки типологические: геологические, палеогеографические, ботанические, исторические, ландшафтно-архитектурные и т.д. Точки-остановки, кроме того, могут быть видовыми площадками, стоянками для кратковременного отдыха, перекрестками разных троп, что также должно отражаться на схеме.

Затем даются общие сведения о тропе: длина, сложность, среднее время прохождения, основные ориентиры, предельное количество посетителей в группе, для кого предназначена тропа. Эти сведения можно иллюстрировать комплексным профилем, на котором большая их часть представлена в наглядной форме. Такой профиль может быть аналогичен тому, что дается на входном аншлаге, но может быть и более насыщен информацией и дан не по всей тропе сразу, а по ее отдельным участкам.

Далее идет научная информация в соответствии со схемой маршрута, то есть по точкам. Правила поведения на тропе можно поместить перед научной информацией, а можно и в самом тексте, применительно к каждой точке-остановке.

Описания в буклете могут быть лаконичными или более подробными, стиль изложения – близок к научному либо научно-популярному. Не следует чрезмерно упрощать объяснения, так как общеобразовательный уровень у посетителей троп обычно достаточно высок и объяснение типа «гора – это большая куча камней» вряд ли кого-нибудь удовлетворит.

При необходимости можно менять назначение тропы, составив для нее несколько различных буклетов: для малышей, для школьников среднего и старшего возраста, для туристов, для специалистов-географов или экологов и т.д. Можно выпускать буклеты и в зависимости от сезона, делая, например, летом акцент на цветущие травы, а зимой – на определение деревьев и кустарников по коре или изучение следов животных.

Но какой бы из перечисленных методов ни был применен, надо помнить, что степень удовлетворения познавательной потребности посетителей в значительной мере зависит от того, насколько аккуратно, тщательно и со вкусом все будет выполнено: и информационные стенды, и указатели, и буклеты. И только единство формы и содержания гарантирует высокую эффективность экологической тропы и реализацию ее учебной и воспитательной функции.

В заключение данного раздела приведем полный перечень тех материалов, которые, по нашему мнению, должны входить в план-проспект буклета по экологической тропе [20].

В целом буклет-путеводитель подразделяется на три части: общие сведения, графические материалы и детальное описание экскурсии. Этот план с небольшими корректировками может быть использован для составления и многих других информационно-познавательных материалов.

Общие сведения:

  • Название тропы и ее местонахождение; авторы разработки.
  • Основная тематика тропы (ботаническая, геологическая, комплексная).
  • Характер маршрута (кольцевой, полукольцевой, линейный, радиальный).
  • Назначение тропы (для школьников, студентов, экскурсантов и т.д.; если для любого контингента, этот пункт можно не указывать).
  • Длина маршрута (в метрах или километрах) и средняя продолжительность (в часах, с учетом остановок).
  • Сроки функционирования тропы (например, с начала июня по конец сентября).
  • Максимальное количество человек в группе; чем обусловлены ограничения численности группы (например, вместимостью видовой площадки). Лимит экскурсионных групп в неделю или в месяц.
  • Допустимые нагрузки в различные периоды экскурсионного сезона (если в какой-то период необходимо снизить нагрузку, например, дать покой птицам при высиживании птенцов).
  • Возможность прохождения тропы без экскурсовода. Сведения о том, как тропа промаркирована, какие требования к одежде (например, головной убор, если в этой местности в определенные периоды года много клещей) и обуви (если на тропе есть крутые подъемы и спуски).
  • Особые правила поведения на тропе (в дополнение к общим правилам поведения в данном парке или заказнике; например, не подходить к краю обрыва, соблюдать меры предосторожности, что бы не наступить или не сесть на змею и т.п.).

Графические материалы:

1. Схема тропы с указанием основных ориентиров, водных объектов (рек, ручьев и проток с направлением течения воды, озер, прудов, стариц и т.д.), абсолютных высот, дорог и троп, границ лесных массивов и преобладающих пород, отдельно стоящих деревьев, а также масштаба и сторон света. Указываются также памятники культуры, архитектурные сооружения и тому подобные объекты.

Отдельным линейным знаком указываются сам маршрут движения, точки-остановки и места отдыха. Каждая точка имеет номер (по нему определяется и направление движения) и соответствующее описание в буклете. Можно рядом дать и символ данной точки (например, отдельно стоящий дуб или гнездо аиста), при необходимости с объяснением в перечне условных обозначений к данной схеме и (или) в описании тропы.

2. Комплексный профиль тропы (особенно он важен в пересеченной местности, где на пути следования есть речные долины, овраги, балки и т.д.), на котором вдоль линии самого профиля, под ним, указаны подстилающие породы, а на нем – основные виды растительного по крова (высокотравный луг, березовый лес и т.п.). Вдоль горизонтальной оси, под ней, по крупным отрезкам пути, имеющим разную ориентировку по сторонам света, указываются направление движения (например, Ю, СЗ, ВЮВ) и время в пути (например, 10 мин., 30 мин.). Вдоль вертикальной оси слева дается абсолютная высота местности (то есть высота над уровнем моря – по топографической карте). Над линией профиля отмечаются точки-остановки и главные ориентиры.

Детальное описание экскурсии по тропе:

Тематические рассказы по точкам-остановкам должны быть краткими (более подробные – в фондовых материалах самого парка или заказника как пособие для экскурсовода), в среднем от 0,5 до 1 страницы.

Все специальные научные, а также местные термины снабжаются пояснениями. Из всех фактов приводятся только наиболее интересные и увлекательные.

По возможности все это иллюстрируется цветными или черно-белыми фотографиями и (или) рисунками. Рисунки могут быть забавными, но и в этом случае не теряющими своего сходства с оригиналом.

• Хотя информация по экотропам на охраняемых территориях касается в основном природы, по возможности необходимо обращать внимание и на исторические факты или объекты. Такие события и объекты, как правило, всегда связаны с историей освоения самой территории и помогают лучше понять ее современное состояние.

Помимо тематических рассказов по точкам-остановкам, следует дать описание тропы между ними, указав направление движения («налево, направо, прямо, чуть влево», а также, реже, с указанием направления на стороны света); основные ориентиры по ходу движения (например, вид на маковку церкви или на вершину горы); расстояние и продолжительность перехода; на что обратить внимание посетителей в процессе движения: новая информация о природе или истории, а также о требованиях безопасности.

Визит-центры

Как правило, посетители троп могут приобрести буклеты и картосхемы в визит-центрах. Официально они называются эколого-информационными или эколого-просветительскими центрами, но название «визит-центр» более краткое и принятое в международной практике.

Чаще всего они создаются на особо охраняемых природных территориях. Однако известны случаи, когда создание визит-центра предшествовало учреждению национального или природного парка. Так, своеобразный визит-центр, выполняющий к тому же роль одно-двухдневной гостиницы для туристов, был создан в 80-х годах теперь уже прошлого столетия на маленькой уральской станции Бажуково. Отсюда начиналась и здесь же заканчивалась одна из первых экологических троп России (тогда она называлась учебной тропой природы), названная по упомянутому выше наименованию станции. И только спустя несколько лет здесь был утвержден природный парк «Оленьи ручьи».

Иногда визит-центры совмещаются с небольшими музеями природы, с передвижной фотовыставкой. Здесь можно не только приобрести буклет по тропе, о чем было сказано выше, но также получить консультацию о маршруте с использованием большой и подробной, обычно настенной, карты-схемы тропы. Здесь же, до или после маршрута, можно посмотреть видеофильм или слайд-шоу о достопримечательных объектах тропы, которые, возможно, не удастся (или не удалось) увидеть во время путешествия. В экоцентре посетители получат первый инструктаж о правилах поведения на маршруте и о технике собственной безопасности. Здесь же обычно приобретается рекламно-справочная продукция (книги, открытки, фотокалендари и отдельные фотографии местных мастеров), а также сувениры с названием и символом данной тропы (значки, эмблемы, майки, кепки, кружки и т.д.). По желанию, после завершения экскурсии организуется чаепитие с беседой о пройденном пути, проводятся экологические игры и викторины.

И, конечно же, в задачу работников визит-центра входит поиск заблудившихся туристов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *