ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта *

Н.Н. Буторина, В.П. Чижова

1.3. Разработка сети экологических маршрутов

Целесообразно объединять отдельные экотропы в единые сети, что позволяет регулировать поток посетителей во времени и пространстве, во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков.

Важнейшей особенностью формирования маршрутной сети является возможность гибко комбинировать использование отдельных участков экологических маршрутов в соответствии с потребностями конкретных целевых групп (здесь учитываются возраст и состав группы, круг интересов участников экскурсии) и объективными факторами (конкретные по годные условия, наличие транспорта и т.п.).

Системный подход позволяет учесть как природно-исторические особенности местности, так и специфику сложившегося рекреационного использования и построить эколого-просветительскую деятельность на охраняемой территории наиболее рационально.

В качестве примера разработки сети экотроп приведем проект, вы полненный нами для московского природного парка «Долина реки Сходни в Куркино» (далее Куркино).

В результате многолетнего рекреационного использования в Курки но стихийно сложилась наиболее удобная и рациональная дорожно-тропиночная сеть. Эти маршруты, главным образом, проложены от на селенных пунктов к берегам реки Сходни, вдоль её крупных притоков.

Интенсивное строительство новых микрорайонов в Куркино несомненно вызовет в ближайшие годы резкий рост населения и, соответствен но, значительное увеличение рекреационных нагрузок на территорию парка. В этих условиях важнейшей составляющей эколого-просветительской деятельности природного парка становится информирование посетителей и распределение их потока непосредственно на местности.

Принимая во внимание большой спектр рекреационных потребностей реальных и потенциальных посетителей природного парка Курки но, проектом предусмотрена разработка единой системы экологических маршрутов. Проектные предложения основывались на анализе природно-исторического потенциала и современного состояния парка, а также существующих и перспективных рекреационных потоков.

При выборе трассы каждого из предлагаемых экологических маршрутов были учтены живописность окружающей природы, уникальные природные объекты, природные и историко-культурные достопримечательности.

Выбор маршрутов экологических троп основывался на следующих принципах, изложенных в «Методических рекомендациях по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы»:

  • минимизация ущерба природным и историческим объектам парка;
  • доступность, удобство и безопасность посетителей;
  • информативность и эмоциональная насыщенность маршрута.

Как известно, с точки зрения оптимальной конфигурации троп предпочтительны кольцевые маршруты, по которым движение посетителей осуществляется только в одну сторону. Это облегчает работу экскурсоводов, препятствует столкновению двух и более групп в одной точке маршрута, создает у посетителей впечатление новизны ландшафта. Однако территория природного парка вытянута вдоль левого берега реки Сходни и состоит из отдельных «островных» объектов природного комплекса. В связи с этим, большинство предлагаемых маршрутов имеет не кольцевой, а линейный характер. Такая территориальная особенность парка может создавать дополнительные трудности для посетителей в отношении транспортной доступности, но принципиально не влияет на привлекательность экологических маршрутов.

Сеть экологических маршрутов в Куркино была разработана с учетом возрастного и социального состава реальных и потенциальных посетителей природного парка, их мотивации и уровня физической подготовленности. По протяженности и сложности прохождения тропы парка варьируют от маршрута длиной 1 км для инвалидов до десятикилометровой Транссходненской тропы. По содержанию маршруты ориентированы на различные целевые группы посетителей: организованные учебные, спортивные и корпоративные, семейные, а также и на индивидуальных посетителей.

В результате основными универсальными экологическими маршрутами, своеобразными визитными карточками парка стали: «Куркинское Кольцо», «Долина реки Сходни в Куркино», Транссходненская тропа. В качестве примеров узкоспециализированных маршрутов можно назвать:

– краеведческую тропу для ветеранов и инвалидов «Страницы истории Куркино» – историко-экологический маршрут для людей с ограниченными возможностями передвижения; – игровую экологическую тропу «Машкинский лабиринт» – прогулочно-познавательный маршрут для школьных групп;

– «На байдарке по Сходне» – спортивно-познавательный водный маршрут для людей, имеющих начальную подготовку по водному туризму.

Таким образом, при проектной разработке сети экологических троп были учтены интересы различных целевых групп посетителей парка. В дальнейшем сеть экологических троп природного парка Курки но может расширяться на основе получения новых исследовательских данных.

На наш взгляд, подобный системный подход к выбору оптимальных экологических маршрутов, учитывающий различные рекреационные потребности посетителей и природоохранный статус территории, является хорошей основой для дальнейшей эколого-просветительской работы непосредственно на местности.

Кратко перечислим основные этапы разработки сети экотроп: комплексный анализ ресурсов и целевых групп посетителей данной территории с точки зрения создания экотроп; выявление ограничивающих факторов; обоснование маршрутной сети.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |