ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах*

4.1. Волонтеры на экотропах

Н.Н. Буторина

Волонтерами называют людей, добровольно взявших на себя некие обязательства. Наши заповедники, национальные и природные парки, заказники практикуют сотрудничество с волонтерами чаще всего в проведении массовых акций по уборке мусора, посадке деревьев, рекультивации кострищ и т.п. Реже волонтерские группы вовлекают в проведение научных наблюдений или работ по благоустройству экологических троп, рекреационных участков. Это и понятно – многие виды деятельности требуют определенной квалификации. Пока для России остается уникальным опыт широкомасштабного и многолетнего волонтерского участия в проекте «Большая Байкальская Тропа».

Данные по волонтерской помощи российским ООПТ, имеющиеся в ЭкоЦентре «Заповедники», подтверждают наличие большого числа реальных и потенциальных друзей природных территорий, их готовность оказывать посильную помощь «заповедным островам».

В последнее десятилетие активно развивается общественное движение «Друзья заповедных островов», которое объединяет непосредственно волонтерские группы, партнеров-спонсоров, почетных членов Клубов друзей заповедных островов, выполняющих личные миссии в поддержку охраняемых природных территорий России. Однако, для деятельности «заповедных волонтеров» остаются еще огромные просторы.

Рассмотрим подробнее возможные формы участия добровольных помощников в создании и работе экотроп на ООПТ.

На начальных этапах разработки концепции и детального проекта экологического маршрута волонтеры могут играть роль катализа торов интересных, нестандартных идей, дополняя специалистов проектной организации. В условиях недостаточного финансирования часто сами специалисты по личной инициативе становятся своего рода волонтерами по разработке проекта экотропы. Известны случаи, когда авторами оригинальных проектов экомаршрутов становились школьные и студенческие группы (возглавляемые энтузиастами-руководителями). В любом случае, волонтеры, участники процесса проектирования экотроп, получают бесценный эколого-просветительский опыт.

На этапе благоустройства и оборудования эко логических маршрутов (укрепление дорожного полотна, изготовление и установка малых архитектурных форм) работы в идеале должны выполняться подрядной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Но, как показывает практика, при грамотной организации и даже минимальном материальном обеспечении работ (строительные материалы, рабочий инвентарь и т.п.) волонтеры способны полностью благоустроить эко тропу. С точки зрения профессионализма и техники безопасности, принципиально важным является четкое разделение возможных волонтерских работ на квалифицированные виды деятельности (работы, требующие умелого владения инструментом, оформительские работы, резьба по дереву и др.) и неквалифицированные (они ведутся под руководством специалиста). Для многих волонтеров участие в подобных работах по оборудованию троп – способ проведения своего личного отпуска. Так они сочетают активный отдых с общественно-полезным делом – своеобразная разновидность экологического туризма.

Волонтеры также могут принимать участие в информационном обеспечении экотропы. Сбор необходимых данных по объектам тропы, фото- и видео съемка, составление справочного и популярного текстов, дизайн стендов и буклетов, поиск или предоставление своих ресурсных возможностей (оргтехника, транспорт, деловые связи и т.п.) – далеко не полный список способов, посредством которых волонтеры могут внести свой вклад. Здесь главное – чувство меры и профессиональный подход к выполнению задачи.

Есть соблазн переложить на волонтерские плечи очень многое. На наш взгляд, этично вовлекать волонтеров в ту работу, на которую у вашей организации действительно не хватает собственных ресурсов.

Итак, предположим, тропа благоустроена и оформлена, буклеты из даны – можно принимать посетителей. Волонтерам и здесь найдется работа.

Пройдя школу внештатных экскурсоводов, добровольные помощники могут выступать гидами по экологической тропе. Особенно это бывает актуально в период пиковых нагрузок (каникулы, праздники), когда сотрудники ООПТ не успевают обслуживать большой поток посетителей. Волонтеров с большим творческим потенциалом можно приглашать в рабочую группу по подготовке новых эколого-просветительских программ и тематических праздничных мероприятий.

Практически всегда актуальным остается под держание порядка на самой тропе. Опять же в идеале, эта работа должна обеспечиваться сот рудниками ООПТ. Но в жизни – волонтерские субботники по уборке мусора, обновление стендов, лавочек, ступеней и тому подобные дела с участием волонтеров – лишь краткий список периодически выполняемых ими работ.

В какую еще деятельность могут быть вовлечены волонтеры на действующей экотропе? На наш взгляд, и на этом этапе их потенциал огромен. Например, это могут быть:

  • регулярные наблюдения за природными объектами и состоянием тропы («летопись») – как основа долговременного комплексно го мониторинга вдоль экологического маршрута;
  • популяризация достопримечательностей тропы через творчество – фото, видео, картины… Результат – выставки, издания, фестивали и т.п.;
  • разработка новой экскурсионной тематики, привязанной к линии маршрута экотропы (в т.ч. народные праздники, учебные и игровые программы);
  • изготовление игрового или экспозиционного реквизита для специализированных программ;
  • и другие творческие дела, через которые волонтеры (они же посетители ООПТ) смогут посмотреть на знакомый маршрут новым взглядом, внести свой личный вклад в его содержание и развитие.

Для получения положительного результата необходимо, чтобы сотрудники ООПТ уделяли волонтерским группам достаточно много внимания как особо мотивированной целевой аудитории, на которой пересекаются интересы экологического просвещения и привлечения ресурсов реальной партнерской помощи ООПТ. Конечно же, это требует существенных временных затрат на согласование взаимодействия, подготовку благодарностей, анализ результатов.

Опыт вовлечения волонтеров в эколого-просветительскую деятельность в национальном парке «Лосиный остров» позволил нам выделить несколько типовых этапов сотрудничества:

1. Предварительные переговоры о предмете волонтерского сотрудничества. Желательно заключение Договора (в устной или письменной форме).

2. Обеспечение фронта работ – самый ответственный этап. Даже от небольших мелочей зависит успех общего дела. Подготовка исходных материалов, необходимых инструментов, согласование времени и объема работ – вот неброские, но очень важные слагаемые успеха.

3. Собственно волонтерская помощь. Желательно – в присутствии сотрудника ООПТ, координирующего волонтерский энтузиазм и потребности территории.

4. Благодарность волонтерам должна быть выражена обязательно. Желательно сразу по окончании работ или же на специальных мероприятиях. Формы благодарностей волонтерам от ООПТ могут быть разнообразны: от дипломов, сувениров и дружеского чаепития до присвоения почетных званий.

5. Анализ работ и обсуждение дальнейших планов. Это крайне не обходимый этап, позволяющий совершенствовать и повышать эффективность взаимодействия.

Возможно, кому-то сотрудничество с волонтерами покажется слишком хлопотным делом. Но «игра стоит свеч»: работа с волонтерами, в частности по экотропам, способствует, прежде всего, экопросвещению самих волонтеров и является позитивным примером социальной природоохранной активности для других людей. При этом экологическая тропа становится:

  • объектом общественной заботы;
  • местом диалога между посетителями и сотрудниками ООПТ;
  • ресурсом для многих других экопросветительских мероприятий (например, школьный мониторинг, тематические акции, выставки, праздничные программы и т.п.).

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *