Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
В этой игре участники изображают различные
части дерева: стержневой корень, придаточные
корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В
больших группах несколько игроков могут играть
роль одного и того же слоя дерева.
Игроки, изображающие сердцевину, должны
показать, что они обеспечивают прочность ствола
и позволяют ему находиться в вертикальном
положении. Корни (стержневой и придаточные)
держат дерево подобно якорям и подают вверх воду
и минеральные вещества. Слой древесины
транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий -
растущая часть ствола. По лубу пища поступает от
листьев к другим частям дерева, а кора защищает
все дерево.
СЕРДЦЕВИНА. Чтобы начать игру, выберите двух
или трех высоких и крепких ребят и попросите их
сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут
спиной друг к другу. Скажите остальным
участникам игры: «Это сердцевина - внутренний
стержень дерева, его сила. Задача сердцевины -
держать ствол и ветви вертикально, так, чтобы
листья получили свою долю солнечной энергии.
Сердцевина существует давно, она мертва, но
прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была
живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов, по
которым раньше поднималась вверх вода и
опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой».
Скажите детям, изображающим сердцевину, что их
задача - стоять прямо и не гнуться.
СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ. Попросите нескольких
человек изобразить стержневой корень. Пусть они
сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так,
чтобы смотреть в разные стороны. Скажите им: «Вы -
очень длинный корень, называемый стержневым. Вы
уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой
корень сосет воду из самых глубин земли и держит
дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой
корень не дает дереву упасть под напором
ураганных ветров». Отметьте, что не все деревья
имеют стержневые корни (например, красное
дерево), но то, которое вы сейчас изображаете,
имеет такой корень.
ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Выберите детей с длинными
волосами, которые не будут возражать, если вы
предложите им лечь на пол. Попросите
«придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их
ноги смотрели на «ствол», а головы - наружу.
Скажите им: «Вы - придаточные корни. Их у одного
дерева - сотни тысяч. Вы растете во все стороны от
дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы
тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас
на концах множество крошечных корневых
волосков».
В этом месте наклонитесь над одним из
«придаточных корней» и распушите ему волосы
вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если
сложить все корневые волоски одного дерева, то
они вытянутся в линию длиной в несколько
километров. Эти волоски пронизывают каждый
кубический сантиметр почвы. Когда они чувствуют,
что где-то поблизости находится вода, то начинают
расти в этом направлении, чтобы добраться до нее.
Концы корневых волосков имеют твердые клетки,
похожие на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы
придаточные корни и стержневой корень
попрактиковались во всасывании воды. Когда я
скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте
громкий сосущий звук). Итак, начали!»
ДРЕВЕСИНА. Теперь попросите небольшую группу
детей изобразить древесину. Выберите столько
людей, чтобы они плотным кольцом окружили
сердцевину. Пусть они встанут вокруг нее, глядя
внутрь и взявшись за руки. Следите за тем, чтобы
никто не наступил на какой-нибудь «корень».
Скажите детям: «Вы - часть дерева, которую
называют древесиной или ксилемой. Вы тянете воду
из корней и передаете ее самым высоким ветвям. Вы
- самый эффективный насос в мире и при этом не
имеете ни единой движущейся детали. Вы способны
перекачивать сотни литров воды в день и делаете
это со скоростью, превышающей 180 км/час! После
того как корни высосут влагу из земли, ваша
задача - поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу
«Поднимаем воду вверх», вы произнесете «Ви-и-и-и!»
и при этом поднимите руки вверх. Давайте
потренируемся. Сначала попросим корни высосать
воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем
воду вверх! Ви-и-и-и!»
КАМБИЙ/ЛУБ. Выберите группу, которая будет
изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже
встанут вокруг древесины (лицом внутрь) и
возьмутся за руки. Скажите им: «Следующим за
древесиной идет слой камбия - растущая часть
дерева. Каждый год он добавляет новый слой
древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения
ствола от центра наружу, а также за счет
удлинения концов корней и веток. Ваши волосы
растут совсем не так». (Расположите ладонь одной
руки горизонтально, раздвиньте пальцы и
просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь
них.). «За камбием, ближе к коре, располагается
слой луба. Это часть дерева, по которой движется
пища, произведенная листьями, и которая
распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте
превратим наши руки в листья». Пусть все вытянут
руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей
скрещивались в области запястий и предплечий, а
кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу
«Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите
«листочками», как будто вы поглощаете солнечную
энергию и производите питательные вещества. А
когда я скажу «Спустим пищу вниз!», вы должны
будете произнести долгий утихающий звук «Ву-у-у»,
согнуть ноги в коленях и опустить корпус и руки к
земле. Давайте потренируемся!»
Повторите со всеми «частями дерева» все звуки и
движения в следующем порядке: «Начали! Сделаем
пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз!»
Обратите внимание на то, что кольцо камбия/луба
делает пищу до того, как древесина поднимет воду.
Проследите также, чтобы камбий/луб не поднимал
руки и не тряс «листочками» до тех пор, пока вы не
скажете «Сделаем пищу!». (Тогда руки игроков не
устанут раньше времени.)
Попросите оставшихся участников изобразить
кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг
дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы - кора
дерева. От каких опасностей вы защищаете дерево?»
Объясните, что кора защищает дерево от огня,
насекомых, резких перепадов температуры и от
девочек и мальчиков с перочинными ножиками в
руках. Скажите «коре», как надо защищать дерево:
«Поднимите руки как футбольный вратарь - оба
локтя наружу, кулаки - на уровне груди (пауза). Вы
слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень
голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и
посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не
вернусь, вам самим придется бороться с ним»
Отойдите чуть в сторону и вернитесь в образе
соснового точильщика. При этом надо хмуриться и
вертеть головой туда - сюда. Возьмите ветку - это
будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево,
направьте свой длинный нос на него. Затем быстро
обогните дерево, как будто вы ищите место, где
можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети,
изображающие кору, должны попытаться отогнать
вас.
Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте команды
другим его частям. Выкрикивайте команды в
указанной ниже последовательности. Повторите
все это три-четыре раза.
В первый раз говорите: «Сердцевина - стойте
прямо, не гнитесь!», «Будь твердой, кора», «Корни,
начали!», «Листья, сделаем пищу!», «Древесина,
поднимем воду вверх!», «Луб, спустим пищу вниз!». В
дальнейшем, подавая команды, не называйте части
дерева. По окончании игры помогите «корням»
подняться с земли и предложите всем участникам
пожать друг другу руки – ведь все вместе они были
таким замечательным деревом!
_________________
Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова
Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".
Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем
деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему
возможность размещения этих материалов на нашем сайте.