ГЛАВНАЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе*

В.П. Чижова

6.3. Правила поведения языком поэзии

Разработка информационных стендов – дело довольно сложное, требующее как специальных знаний, так и умения кратко выразить главную мысль или подчеркнуть основное достоинство объекта. Особенно непросто дается разработка тех стендов, задачей которых является не только информирование о природных или культурных объектах, но и выработка у посетителей маршрута экологических норм поведения, формирование чувства любви к природе и личной ответственности за ее судьбу.

Главная трудность разработки этих стендов заключается в необходимости найти такие слова, чтобы текст получился не жестким, назидательным и директивным, а легким для чтения, приветливым и добро желательным. Вместе с тем, смысл его дол жен доходить до сердца каждого читающего и действенным образом отражаться на его дальнейшем поведении.

Большую роль в этом деле играет поэзия. Среди стихотворных строк известных и менее известных поэтов, отечественных и зарубежных, пишущих в рифму и белыми стихами, можно отыскать такие от рывки, а то и целые произведения, которые наилучшим образом пере дают те или иные грани отношения человека к природе. Как правило, они самодостаточны и не нуждаются в комментариях.

Поясним это утверждение на конкретных примерах. Перед тем как туристы сделают первые шаги по тропе, проводник обычно проводит с ними специальный инструктаж. При посещении маршрута без проводника его роль выполняет информационный стенд. Основная задача та кого инструктажа заключается, как правило, в том, чтобы настроить посетителя не на потребительское отношение к природе, а на добрые чувства: радость от общения, любование ее красотой, восхищение ее богатством. Для этого вполне подойдут уже упоминавшиеся выше строчки словацкого поэта Павола Гвездослава (в переводе Ивана Волощука – бывшего сотрудника охраняемой ландшафтной области «Мала Фатра», а ныне директора Объединенной дирекции особо охраняемых природных территорий Карпатского региона):

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Затем необходимо в краткой и выразительной форме рассказать о том, что ждет путника на нашей тропе, чтобы настроить его на встречу с прекрасным. Это тоже можно сделать с помощью всего лишь шести строк, например, из поэтического сборника Дмитрия Чижова:

Там на лесных тропинках свежесть сосен
И горьковатый запах зверобоя,
Сплетаясь с ароматом земляники,
Повиснув в воздухе, ласкают нежно душу,
Чтоб не болела голова у человека
И не щемило сердце у него.

Известно, что формирование правильного стереотипа поведения человека на природе невозможно без введения определенных ограничений. В том случае, если эти ограничения выражены в обычной запретительной форме (не рвать, не сорить, не мять, не шуметь и т.д.), да еще сопровождаются угрозой штрафа за нарушения, они могут вызвать обратную реакцию. Чаще всего она выражается в агрессивных действиях со стороны посетителей, порой даже в актах вандализма. Гораздо более действенным, судя по нашему опыту, является эмоционально-поэтическое выражение душевных чувств. Например, запрет «Не рвать цветы» лучше выразить словами азербайджанского поэта и драматурга Самеда Вургуна:

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Все видели, какими «обкусанными» выглядят ранней весной заросли вербы в Москве и ближнем Подмосковье, стоит только на их ветвях показаться первым пушистым почкам. Та же участь постигает и ольшаники. И вместо того чтобы писать бесполезные запрещения типа «не обламывать ветви деревьев и кустарников», можно попробовать воз действовать на чувства людей с помощью Владимира Солоухина:

Я обманул ольху.
В один из зимних дней,
На берегу застывшей нашей речки
Я наломал заснеженных ветвей
И внес в тепло, которое от печки…
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Летит, пылит на мертвую клеенку
Досадный мусор – мертвая пыльца.

Еще один пример на ту же тему. Просьба не шуметь в лесу (не кричать, не свистеть, не включать громкую музыку и т.д.) может быть выражена отрывком из стихотворения Лиляны Стефановой (в переводе Владимира Солоухина):

Тихий снег, тихий свет,
Тихо все в это тихое утро,
Напряженье уходит
Из сердца, из мышц, из виска.
Мир скрежещущий выключен,
Как на столбе репродуктор.
В синем небе бесшумно плывут облака.

Наибольшее количество стихов о природе написано на тему отношения к «братьям нашим меньшим». Но, пожалуй, наиболее вырази тельное из них, способное остановить руку с зажатым в ней камнем или рогаткой, было обнаружено нами не в сборнике поэзии, а на клетчатом листочке из школьной тетради. Из него был сделан кулек, в котором продавались вишни. Автора у этого стихотворения указано не было:

Поплачем о маленьком горе –
У чайки убили птенца.
Ей озеро кажется морем,
Которому нету конца.

Над нею ломались со стоном
Корявые руки берез.
А озеро стало соленым
От маленьких чайкиных слез.

Конечно, сама по себе любая информация о правилах поведения, в том числе и в стихах, еще не гарантирует снижения количества нарушений. Известно немало примеров, когда у организаторов туризма просто руки опускаются от того, что пиши – не пиши, а поведение посетителей в принципе не меняется. Попытаться решить эту проблему можно так же с помощью поэтических строк – стихотворением Николая Рубцова:

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород.

И в заключение маршрута, когда время подводить итоги пройденному пути, можно дать отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко:

Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.

Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы.
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.

_________________

* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех справочных и методических материалов по экологическому образованию:

Главы из книги "Тропа в гармонии с природой"
(сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп):
  Введение
  Экологические тропы – от идеи до проекта
  Разнообразие экотроп
  Критерии выбора маршрута
  Разработка сети экологических маршрутов
  Подготовка проекта экотропы
Информационное содержание экологической тропы
  Информация непосредственно на экотропе
  Информационное сопровождение для посетителей экотропы
  Предупреждение об ошибках
  Технология обустройства троп
  Дорожки, лестницы и площадки
  Стенды и указатели
  Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями
Волонтерская помощь на тропах
  Волонтеры на экотропах
  Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»
Регулирование допустимой нагрузки на тропу
  Основные принципы нормирования нагрузок
  Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
  Рекреационный мониторинг
Правила поведения на экологической тропе
  Общие подходы к разработке правил
  Специфические правила для обеспечения безопасности
  Правила поведения языком поэзии
  Вандализм и меры по его предупреждению
Разнообразие тем и методов работы на экотропах
  Многообразие тематических программ
  Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
  Опыт проведения экологических экскурсий
  «Говорящие» обитатели леса
  «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»
Разработка концепции визит-центра
  Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
  Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
  Создание выставочной концепции визит-центра
  Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике
  Литература

Другие справочные и методические материалы по экологическому образованию:

Экологическое воспитание
Концептуальные основы экологического образования
Психологические основы экологического образования
Что такое полевой экологический практикум?
Полевая экология и натуралистическое образование: история развития и современное состояние в России
Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе
Полевое экологическое образование в зарубежных странах
Формирование современной картины мира средствами биологии
Концепция эколого-политологического образования
Роль учителя в развитии современного общества
Экскурсия на водоем
Экосистема дубравы: экскурсия

Статьи из книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли", посвященные экологическому просвещению:
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер и его "поросль"
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  День в тайге
  Экспедиционный день

Экологические игры:
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
  Круг рукопожатий
  Музыкальные встречи
  Друг за другом по росту
  Выстраиваемся по дням рождения
  Путаница
  Игры с веревкой
  Все вместе на газете
  Природа в моей жизни
  Сороконожка
  Игра в ассоциации
  Игра-знакомство «Снежный ком»
  Игра-знакомство - 1
  Игра-знакомство - 2
  Затопленный остров
  Не упади в пропасть
  Взаимодействие «Пальцы»
  Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
  Заяц и лиса
  Взаимопонимание «Сплочение»
  Замок, шалаш, диван
  Живое слово
  Слепая гусеница
  Опусти палку
  Ночной поход
  Погрейся в пчелином рое
  Я собираю рюкзак
  Драконы
  Мигалки
  От одного до десяти
  Отгадай, чьи следы
  Печатная машинка (клавиатура)
  Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
  Пищевая цепочка
  Паутина жизни (версия 1)
  Паутина жизни (версия 2)
  Пирамида жизни (версия 1)
  Пирамида жизни (версия 2)
  Семена
  Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
  Подбери клюв
  Найди своего детеныша
  Ноев ковчег
  Игровой прием «Яблоко»
  Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
  Вода-почва
  Неприродная тропа
  Воронья охота (версия 1)
  Следопыт (версия 2)
  В некотором Царстве…
  Гусеница
  Микропоход
  Кто я?
  Определение предмета
  Совы и вороны (версия 1)
  Совы и вороны (версия 2)
  Построим дерево
  Поговорим о М.А.П.С.
  Что у нас общего?
  Внуки Карла Линнея
  Филателия
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологический кодекс жителей Земли
  Канюки и мыши
  Зайцы и ресурсы
  Почвенная лестница
  Совы и дупла
  Летучая мышь и мотылек
  Паук и жертвы
  Каждой твари по паре
  Что я за зверь
  Животные
  Ключ к животному или растению
  Ученые на новом континенте
  Узнай растения
  Запомни и найди растение
  Я собираю рюкзак
  Отгадай, чьи следы
  Экологическое ориентирование
  Секретное животное
  Шерлок Холмс
  Лесные детективы
  Олени
  Собери свой корм
  Найди пару
  «Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
  Знакомство с деревом
  Звуки природы
  Зумм (Приближение)
  Схваченная тень
  Конкурс плакатов
  Природные духи
  Дерево - очевидец
  Дерево слов
  Природа в моей жизни
  Тотем
  Человечек из коры
  Мир кролика и мир муравья
  Музыкальные картинки
  Чистописание
  Жизнь камней
  Ателье мод
  Зоологический балет
  Контакты с животными
  Обними дерево
  Экологические письма
  Предупредительные знаки
  Подарок на день рождения
  Детский писатель
  Географические названия
  Жалоба директору школы
  Экологическая этика
  Благодарение
  Слепая гусеница
  Ночной поход
  Дождь
  Путешествие по лугу
  Сосчитай звуки
  Лесной ковер
  Мир в зеркале
  Узнай свое дерево
  Отпечатки дерева
  Нить Ариадны
  Природная палитра
  Созерцание природы
  Фотоаппарат
  Видеосъемка
  Найди свой предмет
  Спрятать и найти
  Послание вождя Сиэтла
  Семь тайн жизни
  Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  Цепочка жизни
  Чудесные превращения
  Картина мира
  Куб животных
  Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
  Эволюционная память: от начала Вселенной
  Вода мира
  Снежная фантазия
  Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
  Еда для растений
  Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
  Книга природы
  Как устроена планета Земля
  Вода мира - единый организм
  Где и как зимуют насекомые
  Строение дерева
  Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

Исследовательские работы (проекты), в которых излагается опыт экологического образования:
  Разработка экологических троп на территории НП «Чаваш Вармане»

Дополнительная информация (на сайте www.geonature.ru):
  Экологический словарь

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |