Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Глава 6. Правила поведения на
экологической тропе*
В.П. Чижова
6.3. Правила поведения языком поэзии
Разработка информационных стендов – дело
довольно сложное, требующее как специальных
знаний, так и умения кратко выразить главную
мысль или подчеркнуть основное достоинство
объекта. Особенно непросто дается разработка тех
стендов, задачей которых является не только
информирование о природных или культурных
объектах, но и выработка у посетителей маршрута
экологических норм поведения, формирование
чувства любви к природе и личной ответственности
за ее судьбу.
Главная трудность разработки этих стендов
заключается в необходимости найти такие слова,
чтобы текст получился не жестким, назидательным
и директивным, а легким для чтения, приветливым и
добро желательным. Вместе с тем, смысл его дол жен
доходить до сердца каждого читающего и
действенным образом отражаться на его
дальнейшем поведении.
Большую роль в этом деле играет поэзия. Среди
стихотворных строк известных и менее известных
поэтов, отечественных и зарубежных, пишущих в
рифму и белыми стихами, можно отыскать такие от
рывки, а то и целые произведения, которые
наилучшим образом пере дают те или иные грани
отношения человека к природе. Как правило, они
самодостаточны и не нуждаются в комментариях.
Поясним это утверждение на конкретных
примерах. Перед тем как туристы сделают первые
шаги по тропе, проводник обычно проводит с ними
специальный инструктаж. При посещении маршрута
без проводника его роль выполняет
информационный стенд. Основная задача та кого
инструктажа заключается, как правило, в том,
чтобы настроить посетителя не на
потребительское отношение к природе, а на добрые
чувства: радость от общения, любование ее
красотой, восхищение ее богатством. Для этого
вполне подойдут уже упоминавшиеся выше строчки
словацкого поэта Павола Гвездослава (в переводе
Ивана Волощука – бывшего сотрудника охраняемой
ландшафтной области «Мала Фатра», а ныне
директора Объединенной дирекции особо
охраняемых природных территорий Карпатского
региона):
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Затем необходимо в краткой и выразительной
форме рассказать о том, что ждет путника на нашей
тропе, чтобы настроить его на встречу с
прекрасным. Это тоже можно сделать с помощью
всего лишь шести строк, например, из поэтического
сборника Дмитрия Чижова:
Там на лесных тропинках свежесть сосен
И горьковатый запах зверобоя,
Сплетаясь с ароматом земляники,
Повиснув в воздухе, ласкают нежно душу,
Чтоб не болела голова у человека
И не щемило сердце у него.
Известно, что формирование правильного
стереотипа поведения человека на природе
невозможно без введения определенных
ограничений. В том случае, если эти ограничения
выражены в обычной запретительной форме (не
рвать, не сорить, не мять, не шуметь и т.д.), да еще
сопровождаются угрозой штрафа за нарушения, они
могут вызвать обратную реакцию. Чаще всего она
выражается в агрессивных действиях со стороны
посетителей, порой даже в актах вандализма.
Гораздо более действенным, судя по нашему опыту,
является эмоционально-поэтическое выражение
душевных чувств. Например, запрет «Не рвать
цветы» лучше выразить словами азербайджанского
поэта и драматурга Самеда Вургуна:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Все видели, какими «обкусанными» выглядят
ранней весной заросли вербы в Москве и ближнем
Подмосковье, стоит только на их ветвях
показаться первым пушистым почкам. Та же участь
постигает и ольшаники. И вместо того чтобы писать
бесполезные запрещения типа «не обламывать
ветви деревьев и кустарников», можно попробовать
воз действовать на чувства людей с помощью
Владимира Солоухина:
Я обманул ольху.
В один из зимних дней,
На берегу застывшей нашей речки
Я наломал заснеженных ветвей
И внес в тепло, которое от печки…
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Летит, пылит на мертвую клеенку
Досадный мусор – мертвая пыльца.
Еще один пример на ту же тему. Просьба не шуметь
в лесу (не кричать, не свистеть, не включать
громкую музыку и т.д.) может быть выражена
отрывком из стихотворения Лиляны Стефановой (в
переводе Владимира Солоухина):
Тихий снег, тихий свет,
Тихо все в это тихое утро,
Напряженье уходит
Из сердца, из мышц, из виска.
Мир скрежещущий выключен,
Как на столбе репродуктор.
В синем небе бесшумно плывут облака.
Наибольшее количество стихов о природе
написано на тему отношения к «братьям нашим
меньшим». Но, пожалуй, наиболее вырази тельное из
них, способное остановить руку с зажатым в ней
камнем или рогаткой, было обнаружено нами не в
сборнике поэзии, а на клетчатом листочке из
школьной тетради. Из него был сделан кулек, в
котором продавались вишни. Автора у этого
стихотворения указано не было:
Поплачем о маленьком горе –
У чайки убили птенца.
Ей озеро кажется морем,
Которому нету конца.
Над нею ломались со стоном
Корявые руки берез.
А озеро стало соленым
От маленьких чайкиных слез.
Конечно, сама по себе любая информация о
правилах поведения, в том числе и в стихах, еще не
гарантирует снижения количества нарушений.
Известно немало примеров, когда у организаторов
туризма просто руки опускаются от того, что пиши
– не пиши, а поведение посетителей в принципе не
меняется. Попытаться решить эту проблему можно
так же с помощью поэтических строк –
стихотворением Николая Рубцова:
Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород.
И в заключение маршрута, когда время подводить
итоги пройденному пути, можно дать отрывок из
стихотворения Евгения Евтушенко:
Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.
Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы.
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.
_________________
* Данная страница содержит материалы сборника ["Тропа в гармонии с природой".
Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп], подготовленного
экологическим центром "Заповедники", любезно предоставившим нам возможность его размещения на нашем сайте.