Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Если вы захотите познакомиться с крайним
юго-западом Туркмении по картам, изданным в
60-десятых годах прошлого столетия, то увидите,
что юго-запад этой страны представляет собой
треугольник, ограниченный с запада акваторией
Каспийского моря, а с востока — горным хребтом
Копетдаг, а с юга этот равнобедренный
треугольник ограничивает граница с Ираном, вдоль
которой с хребта идут две реки — Сумбар и Атрек.
Вся остальная территория этого треугольника
представляет глинистую пустыню, периодически
заливаемую морем.
Около 15-20 тысяч лет назад, когда активно таяли
ледники, на Севере Европы и в горах Средней Азии
уровень Каспия превышал современный на 30-40
метров, и его пресные воды через Манычскую
впадину стекали в Азовское и Черное моря. Площадь
Аральского моря занимала огромную территорию, и
его воды по древнему руслу Узбоя стекали в
Каспий. После того, как стаяли ледники, уровень
Каспийского моря понизился, и на территории
этого треугольника образовалась глинистая
пустыня. И только по берегам рек Сумбар и Атрек
произрастала пышная субтропическая
растительность. Здесь и теперь в тугайных
зарослях по берегам рек водятся кабаны и фазаны,
а совсем недавно водились туранские тигры.
Всего несколько тысяч лет назад климат здесь
был более влажным, и реки более полноводными. Эти
благоприятные для жизни места привлекали сюда и
древнего человека. Раскопки на берегу Сумбара, в
районе аула Каракала показали, что несколько
тысяч лет назад здесь проживали древние арии,
которые несколько позже образовали здесь
Гирканское царство. Арыки от рек уходили далеко
вглубь пустыни, где процветали многочисленные
оазисы. Позже, из-за недостатка воды, люди
покинули эти обжитые места в пустыне. И только
появившиеся здесь предки древних иранцев — туры,
ведя кочевой образ жизни, еще заходили сюда со
своими стадами. Вскоре и им пришлось оставить эти
ставшие непригодными для жизни места, и только по
берегам Сумбара и Атрека еще сохранились
поселения людей.
Во время прохождения военной службы в
Кизил-Арвате, мне в силу служебных обязанностей
неоднократно приходилось выезжать к
советско-иранской границе, в район пос. Атрек. В
пяти км к северу от границы был маленький поселок
Чикишляр, рядом с которым у нас находился
аэродром "подскока", где постоянно дежурило
звено потребителей МИГ-15, которые в любой момент
могли перехватывать цели, нарушившие границу. В
нескольких километрах от границы на иранской
стороне находилась военно-воздушная база
англичан. Это был период так называемой
"холодной войны", которая в любой момент
могла перерасти в "горячую".
Однажды вдвоем с водителем автомобиля мы
выехали из Чикишляра в Кизил-Арват. Нам
предстояло преодолеть путь длиной около трехсот
км через пекло пустыни и горные перевалы. От
Гасан-Кали, находящегося на границе с Ираном, мы
поехали на восток, в сторону Кизил-Арвата. И
где-то здесь, доверившись водителю, я даже не
заметил, что мы поехали по дороге в северном
направлении.
После двух часов пути, дорогу преградили
барханы. Взошло солнце, и я понял, что мы ехали в
неправильном направлении. Разум подсказывал, что
нам следовало вернуться в Чикишляр,
дозаправиться бензином и продолжить путь на
Кизил-Арват. Вместо этого я принял авантюрное
решение ехать прямо на восток, где мы должны
пересечь нужную нам дорогу. Предстояло
преодолеть более ста км совершенно незнакомой и
пустынной местности, не имея при себе запаса
бензина и воды. Дорога не представляла особых
сложностей. Глиняная, покрытая такыром
поверхность пустыни позволяла развивать большую
скорость. Опасность представляла жара.
Перегревался двигатель, и закипала вода в
радиаторе, а поэтому нам приходилось делать
остановки. Однажды мы заметили на горизонте
какие-то строения. Ими оказались глинобитные
стены и башни крепости, занесенные на половину
песком. Я забрался на одну из стен и представил
себе, как жители этой давным-давно брошенной
крепости дрались здесь с врагом. Кругом была
мертвая пустыня, по которой гуляли гигантские
смерчи. Нас часто обманывали миражи, когда
впереди появлялись призрачные озера. И вот
далеко-далеко впереди мы заметили шлейф пыли от
проходившего автомобиля, а вскоре можно было уже
различить цепочку телеграфных столбов. Значит,
дорога там! И вот мы уже на нужной нам дороге, по
которой в свое время прошли легионы Александра
Македонского, а позже, поднимая тучи пыли,
скакали тумены Чингиз-Хана.
Проехав по дороге не более десяти км, мы
вынуждены были остановиться — кончился бензин.
Спрятавшись от солнца в тени автомобиля, мы стали
терпеливо ждать помощи. Нетрудно было
представить, что было с нами при поломке
автомобиля в центре этого мертвого царства
пустыни, где мы видели труп высохшего верблюда.
Вспомнился случай, когда один из офицеров нашей
части выехал на охоту на мотоцикле, взяв с собою
сына подростка. Домой они не вернулись. Отец
погиб от солнечного удара, погиб и мальчик,
оставшийся у мотоцикла. Их трупы обнаружили с
самолета. Все это произошло всего в пяти км от
дороги, по которой постоянно ходил
автотранспорт.
Только к вечеру к нам подъехал ЗИЛ, управляемый
молодым туркменом. Узнав в чем дело, он сам
предложил нам несколько десятков литров бензина.
В часть мы приехали уже ночью, где нас потеряли.
Утром на наши поиски должен был вылететь уже
подготовленный для этого самолет. Так удачно
закончилась наша одиссея через Гирканское
царство мертвых.