Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Утром 1 мая 2000 года теплоход "Александр
Фадеев" Пермского речного пароходства с двумя
сотнями участников Великой Отечественной войны,
главным образом, представителей Свердловской
области, отошел от пермского речного вокзала и
взял курс на Астрахань. Дул холодный с дождем и
снегом ветер. Неторопливо проплывают берега Камы
с толпящимися на них многочисленными портовыми и
производственными сооружениями, жилыми
кварталами.
Почти на 70 км тянется этот губернский город по
берегу Камы. В 1780 г Царским Указом
образовавшемуся здесь поселению присваивается
статус города и существующее ныне имя. Пермь
становится столицей обширной пермской земли.
Слово "пермь", в переводе с финского,
означает "дальняя земля". Коренными
жителями этих мест были представители
финно-угорских народов.
Остались позади последние картины
антропогенного ландшафта. Теплоход идет вдоль
крутого берега, покрытого хвойным лесом. Здесь
хорошо просматриваются серые пермские
известняки, перекрытые кирпичного цвета глинами
мезозойского происхождения. За всю историю Кама
видела очень много. Было время, когда в ее желобе
плескались волны Каспийского моря, а в период
интенсивного таяния ледников Кама несла столько
воды, что Волга играла роль только ее притока. Она
и сейчас не уступает ей по своей полноводности. И
все же мать Волги — Кама уступила первенство
своей агрессивной дочери и сама стала притоком.
По оврагам и северным склонам холмов белеют
пятна еще не успевшего стаять снега. Местность
становится все более заселенной. Утром
следующего дня прошли устье впадающей в Каму
реки Белая. Свое начало эта река берет в горах
Южного Урала. Башкиры и татары называют эту реку
Агыйдель, что и определило русское название этой
реки.
А вот и Волга, встреча с которой меня особенно
радует. Это не только крупнейшая река в Европе.
Это явление высшего порядка, факт истории и
культуры, главная улица России, река, овеянная
легендами и сказаниями, символ чести и славы
нашей страны. Разрезая зеркальную поверхность
Куйбышевского водохранилища, наш теплоход идет
по фарватеру, обозначенному бакенами. Волга
раздвинула свои берега, которые заметны в виде
узких полос.
В бинокль видны многочисленные стаи пролетных
гусей и уток, отдыхающих на поверхности
водохранилища. После захода солнца все они
поднимутся в воздух, чтобы продолжить свой путь
на север. Парочка вспугнутых нами крохалей,
взлетев, оставила на поверхности воды дорожку от
падавших с их ножек капелек. Водоем, по которому
мы плывем, носит название Куйбышевского моря. Его
длина более 500 км, а ширина 30 км. Площадь
водохранилища — 6,5 тысячи кв. км. Здесь
сосредоточено 58 кубических км воды. Благодаря
исполинской плотине, Волга поднялась здесь на 30
метров. Общая мощность всех турбин Куйбышевской
ГРЭС составляет свыше 3 млн. кВт. Оправдывает ли
такое экологически чистое производство
электроэнергии ущерб от затопления огромных
территорий? Наверное, нет. Все пять каскадов
Волжских гидроэлектростанций дают всего три
процента производимой в стране электроэнергии.
Дело не только в том, что изъяты из оборота
огромные сельскохозяйственные площади, а еще и в
том, что Волга утратила статус самой рыбной реки
страны.
И не только Волга. Страдает так же и Каспий.
Плотины на Волге преградили доступ каспийской
рыбе к местам нереста. Кроме того, из-за каскада
водохранилищ паводковые воды к дельте реки
поступают с очень большим опозданием, что
сказывается отрицательно на размножении рыбы.
То, что огромные водохранилища лишены рыбы, видно
и из того, что здесь почти не видно рыбоядных
птиц. Мало чаек, а бакланов, орланов, скоп и других
не видно вообще. Эти рукотворные моря с их
гигантскими плотинами, шлюзами и другими
сооружениями — памятники не столько техническим
возможностям человека, сколько его
экологическому невежеству.
Над гладью водохранилища поднимаются кручи
правобережья. Это гордость Поволжья — Жигули,
представляющие собой восточную границу обширной
Приволжской возвышенности. Это горное
сооружение из мергелей и карбонатов возникло в
результате новейших тектонических поднятий
земной коры. Эрозия изрезала горы, украсив их
каньонами, буераками и шиханами. Горы покрывают
густые лиственные леса. Здесь произрастает свыше
семисот видов растений, что в два раза больше, чем
в нашей местности. Огибая этот горный выступ,
Волга делает здесь огромную, в 200 км, дугу,
называемую Самарской лукой. Сейчас Жигули имеют
статус национального парка. Однако высокая
плотность населения, близость такого города, как
Самара, добыча здесь нефти и карбонатов делают
охрану этого интересного уголка природы мало
эффективной. После шлюзования мы оказались в
Волгоградском водохранилище. Здесь также
сосредоточены огромные массы воды. Интерес
представляют крутые, размытые водой берега
Волги, сложенные из пластов мела и мергелей. Это
"писало" свою историю древнее море. Здесь я
видел сотенные стаи белолобых гусей и трех
краснозобых казарок. Наверное, это последние из
"могикан", которым предстоит путь на Ямал.
Остановка в Саратове. Цветут одуванчики и
сирень. В общем, все признаки лета. Впечатление
произвело посещение Соколовой горы с ее
мемориалом боевой славы. Весь город отсюда виден,
как на ладони. Интересным было ознакомление с
экспонатами музея боевой техники времен Великой
Отечественной войны в Волгограде. Во время
экскурсии по городу нас ознакомили с его
достопримечательностями. Все они связаны с
героической обороной города. Посетили панораму
обороны Сталинграда и Мемориальный комплекс на
Мамаевом кургане. Впечатляет.
Вечером наш теплоход продолжил свой путь на
Астрахань. Здесь Волга течет в своем
историческом русле. Подпора воды плотинами здесь
нет. Кругом лишенные влаги степи. Несмотря на это,
берега буквально утопают в зелени. На одном из
островов я увидел лисичку. Мокрая, не успевшая
перелинять кумушка беспокойно бегала по
островку. Недалеко от этого места на песчаной
косе сидели два огаря. Эти крупные
светло-коричневые утки обитают только в южных
районах страны. Повернув в сторону теплохода
свои светлой окраски головы, огари наблюдали за
проходящим судном. Сверкая синевой оперения,
рядом с нами пролетела сизоворонка.
Астрахань. Мы знакомимся с городом и его
историческим прошлым. Посетили старую крепость с
ее культовыми сооружениями. Интересным
оказалось знакомство с рыбным рынком. На
обратном пути в районе Ахтубы к теплоходу трижды
подходила быстроходная моторная лодка, из
которой на судно было переброшено более двухсот
кг живых осетров. Браконьерство здесь
процветает.
И вот мы опять в Волгограде, где совместно с
ветеранами из других городов приняли участие в
праздновании 55-й годовщины Великой Победы. Мы
участвуем в церемонии возложения венков к
памятнику защитникам Сталинграда. В сводной
колонне участников войны шли представители
Урала, потом, сталью и кровью отстоявшие
совместно с другими эту твердыню на Волге. Я
видел, как в момент возложения венков у стоявшего
рядом участника этой великой битвы по щекам
текли слезы. Люди не стыдились слез. Закончился
праздник Победы массовым гулянием, выступлением
различных творческих коллективов и
разноцветными огнями салюта.