Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
"Можно я вам птичку привезу — у ворон
отняла", — с такими словами обратилась ко мне
по телефону одна сердобольная женщина из
Кировограда. Часа через два она позвонила в дверь
квартиры, и мы встретились. Птичкой оказался
сильно потрепанный воронами вальдшнеп, у
которого был поврежден один глаз и крыло.
Поблагодарив женщину за ее доброту, в первую
очередь решил накормить ослабевшую птицу.
Вальдшнеп не хотел самостоятельно брать пищу, и
мне пришлось насильно втискивать в раскрытый рот
дождевых червей — основной корм этого лесного
кулика. Через пару недель наш новый приемыш мог
уже самостоятельно хватать предлагаемых ему
червей. Мне постоянно приходилось в поисках
корма для вальдшнепа ходить в огород. Стояла
засуха и мне, чтобы набрать нужное количество
корма, приходилось перекапывать много земли.
Одна из моих дочерей, наблюдая за моим
беспокойством, как-то спросила: "Не пойму я
тебя, папа. Что заставляет тебя тратить столько
усилий, чтобы спасти птицу? Разве раньше не ты
приносил с охоты таких же вальдшнепов только
убитыми?"
И действительно, что же заставляет меня тратить
время и силы по уходу за животными, которых мне
несут жители? Ответить на этот вопрос не так
просто, как кажется. Да, раньше я был страстным
охотником. Я мечтал, что после выхода на
заслуженный отдых у меня будет много свободного
времени, я буду много заниматься охотой. Не
получилось. И совсем не потому, что нет
свободного времени. Что-то необратимое произошло
в моем сознании. Пришло понимание того, что и
дозволенное убийство — тоже убийство. К этому
времени я успел обогатить свою память знаниями в
области естествознания. Знания стали оказывать
влияние на сознание, а оно стало порождать
сострадание ко всему живому, что испытывает
страдания. И это тоже, наверное, еще не все. Есть
чувства, которые не просто объяснить словами. В
свое время известный писатель Борис Степанович
Рябинин сказал мне: "Вы, охотники, страдаете
атавизмом дикости". Еще доказывал Рябинину,
что при правильной организации охоты можно
добиться повышения численности диких животных.
Что охота это не только способ убийства, но и
общения с природой, которой так недостает
современному человеку.
Теперь в этом отношении у меня появились
сомнения. Известному немецкому
писателю-гуманисту принадлежат слова — "В
будущем нравственность неминуемо столкнется в
противоречии с необходимостью. Человек должен
будет либо вознестись подобно Богу над своей
биологической сущностью, либо он никогда не
познает счастья из-за вечного проклятья обрывать
жизнь других существ".
Пока же атавизм дикости еще крепко держит в
своих объятиях многих наших сограждан. Конечно,
далеко не всех. Что можно сказать о женщине,
которая совсем из другого города везла мне на
лечение покалеченную птицу, не считаясь с
утратой времени, денежными издержками?
После излечения у вальдшнепа осталось бельмо
на глазу. Я часто брал его на работу в музей, где
высаживал в траву посреди двора. Я не забывал
кормить его, где он и сам успевал ловить среди
травы насекомых. Вскоре вальдшнеп вновь приобрел
способность летать и я решил выпустить его в лес.
Я оставил его под елочками, где он сразу же начал
что-то выискивать своим длинным клювом в лесной
подстилке. Уходя, испытал неприятное
беспокойство и сознание того, что одноглазая
птица долго в природе не проживет, а иного выхода
у меня не было.