ГЛАВНАЯ >>> БОТАНИКА и ГЕОБОТАНИКА


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:


Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по грибам, лишайникам и растениям:
10 компьютерных (электронных) определителей, в том числе: грибы России, древесные растения зимой, древесные растения летом и травянистые растения (дикорастущие цветы),
20 цветных ламинированных определительных таблиц, в том числе: по древесным растениям (деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом), по травянистым растениям (цветы лесов, лугов и полей, водоемов и болот и первоцветы), а также по грибам, водорослям, лишайникам и мхам,
8 цветных определителей травянистых растений (дикорастущих цветов) средней полосы России (изд-во "Вентана-Граф"), а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Посмотреть в Интернет-магазине

ЛУГОВЫЕ СУКЦЕССИИ

© Сибатров Илья, 2002

Научный руководитель Глушенкова Н.А.

Данная исследовательская работа выполнена в рамках программы
Школы Дикой Природы ®

Введение

Под сукцессиями понимают последовательную смену во времени одних биоценозов другими. Сукцессия может носить локальный характер (например, смена видовой структуры животных в гниющем пне или поваленном дереве) или охватывающем экосистему в целом.

Разрушающее действие на экосистемы могут оказывать вторгшиеся в них организмы с сильными средообразующими свойствами или мощные абиотические факторы (пожар, затопление, бурелом и пр.). Существенная роль в разрушении и деградации природных экосистем принадлежит человеку (раскорчевывание леса, распашка земель, осушение болот, перевыпас скота на естественных лугах).

Сукцессии происходят до тех пор, пока не образуется относительно устойчивая экологическая системы. Биоценозы, сменяющие друг друга в ходе сукцессии, называют сериями.

Сукцессии бывают первичные или вторичные. Первичные сукцессии начинаются на местах, которые ранее не были засеяны живыми организмами (скальные обнажения, сыпучие пески и пр.).

Вторичные сукцессии возникают на местах, богатых органическими веществами, накопленными организмами предшествующих разрушенных экосистем. Они протекают быстрее, чем первичные. Примером вторичной сукцессии является зарастающий сосняком суходольный луг.

Если степные экосистемы сформировались климатом и дикими копытными, то луга — это результат хозяйственной деятельности человека. За небольшим исключением, все луговые сообщества возникают только тогда, когда вырубают лес и затем регулярно выкашивают травостой или пасут скот на лугу. Если использование прекращается, то луг может снова зарасти лесом. Чаще всего луга расположены на лесных полянах или, если луговой массив большой, среди него бывают группы кустарников и деревьев, которые могут своими семенами быстро заместить луг и лес.

Цель работы:

1. Определить тип сукцессионного процесса;

2. Вычислить основную стадию лесообразовательного процесса.

Задачи:

1. Изучить видовой состав растительности суходольного луга;

2. Определить скорость зарастания;

3. Определить порядок заселения деревьев по возрасту;

4. Изучить состав экосистем, окружающих луг.

Методика

Для работы закладывалась пробная площадка 100х100 м (см. схему). На ней подсчитывалось количество древесных пород по двум направлениям: со стороны озера и со стороны леса.

Учитывался количественный и качественный состав древесных пород зарастающего луга.

Также проводилось изучение состава древесных пород лесной экосистемы, окружающей луг и прибрежные зоны оз. Чанграш..

На юге и юго-востоке расположен лес.

  • 1 ярус — дуб черешчатый, сосна европейская (возраст — 25-27 лет), тополь дрожащий;
  • 2 ярус — вяз обыкновенный, черемуха;
  • 3 ярус — лещина (орешник), бересклет, шиповник;

Состав древесных растений прибрежной зоны оз. Чанграш: дуб черешчатый, ольха, вяз, тополь дрожащий, ива козья, яблоня дикая, ежевика, смородина дикая, шиповник собачий.

Результаты работы

На площадке 100х100 м мы заложили 10 площадок 10х100 м. Через каждые 10 м считали количество деревьев. При учете со стороны леса нами получены такие данные.

На I площадке растут 8 сосен в среднем от 7 лет. На II площадке — 7 сосен. На III площадке — 24 сосны и 1 ива. На IV площадке — 86 сосен, 8 ив, 2 березы. На V площадке — 61 сосна, 6 ольхи, 39 ив, 5 берез. На VI площадке — 58 сосен, 3 березы, 56 ив, 1 шиповник, 10 ольхи. На VII — 22 сосны, 28 ольхи, 10 берез. На VIII площадке — 91 ива, 3 березы, 13 сосен, 1 шиповник. На IX площадке72 ивы, 6 ольхи, 3 березы, 16 сосен. На X площадке 5 шиповников, 3 березы, 8 сосен, 50 ив. Общее количество всех деревьев на этой площадке: 305 сосен, 317 ив, 38 берез, 50 ольхи, 7 шиповников.

От озера мы тоже закладывали 10 площадок 10х100 м для того, чтобы определить плотность заселения луга древесными породами. На I площадке — 19 сосен, 43 ивы, 4 березы. На II площадке — 10 сосен, 52 ивы, 2 березы. На III площадке — 13 сосен, 64 ивы, 5 берез. На IV площадке — 8 сосен, 85 ив, 4 березы. На V площадке — 9 сосен, 26 ив, 6 ольхи, 6 берез. На VI площадке — 22 сосны, 28 ольхи. На VII площадке — 40 сосен, 46 ив, 6 ольхи. На IX площадке — 53 сосны, 4 ивы, 1 шиповник, 2 ольхи. На IX площадке — 5 берез, 30 сосен, 5 ив, 1 ольха. На X площадке — 85 сосен, 4 ивы, 4 ольхи, 10 берез, 5 шиповников. Всего количество видов на площадке: 298 сосен, 329 ив, 36 берез, 47 ольхи, 6 шиповников.

В ходе изучения сукцессионного процесса мы определили виды произрастающей травянистой растительности в данном биотопе: хвощ полевой, смолка обыкновенная, вероника дубравная, козелец пурпурный, жерушник болотный, лютик едкий, жимолость, подмаренник настоящий, нивяник обыкновенный, подмаренник мягкий, колокольчик раскидистый, вьюнок полевой, черноголовка обыкновенная, гулявник высокий, вероника длиннолистая.

Ива козья — Salix capria, Ольха серая — Alnus incana, Роза иглистая или шиповник — Rosa aciculapis, Береза повислая или бородавчатая — Betula pendula.

Выводы

В нашей местности в основном преобладают западные ветра как показывает роза ветров.

По нашим предположениям в феврале-марте месяцах при высыхании семян сосны в данной местности преобладали юго-восточные ветра. Плодоносящие сосны (генеративные) расположены на юго-востоке от луга. В то же время плотность семян ближе к лесу. Получается, что противоположными ветрами семена сосен сдувало по насту обратно.

Часто встречаются кусты ивы и реже ольхи. Плодоносящие ива и ольха растут на юго-западной стороне луга. Их семена созревают в июне месяце. Мы предполагаем, что в этот период идет преобладание юго-западных ветров.

Спелые березы расположены на восточной стороне. Семена ее созревают в конце июля — начале августа. Эти семена могли попасть с восточными ветрами. Берез на нашей исследуемой площадке по сравнению с остальными древесными растениями намного меньше. Из этого можно сделать предположение, что восточные ветра редки в данной местности.

Максимальный возраст сосен 9 лет, значит зарастание луга началось примерно 9 лет назад. Дальше идут 7,5,3-х летние сосны. Максимальный возраст берез 8 лет, ивы — 4 года.

Самое дальнее расстояние, на которое могут перенестись семена сосны — 120 м, самое близкое — 10 м. Через 30-50 лет кроны сосен сомкнуться, изменится гидротермический режим почвы, появляются условия для поселения под пологом лиственных пород травяных растений. К этому времени лиственные породы в результате старения замедлят рост, сосна выходит в 1 ярус. (В результате, на месте бывшего луга появится чистый сосняк). На этой стадии сукцессии сообщество приходит в динамическое равновесие с окружающей средой. Такое сообщество называется климактерическим и часто рассматривается как завершающий этап сукцессионных серий, но и в нем постоянно происходят локальные сукцессий, не меняющие облик экосистемы в целом.

Список литературы

1. Экологическая азбука школьника. Б.М.Миркин, А.Г.Наумова, Ф.М.Хапов.

2. Экологический практикум. З.Н.Плечева, Р.К.Репина.

3. Определитель Высших растений Чувашии. З.М.Куданова.

4. Школьный атлас определитель Высших растений. В.С.Новиков, И.Н.Губанов.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по грибам, лишайникам и растениям:
10 компьютерных (электронных) определителей, в том числе: грибы России, древесные растения зимой, древесные растения летом и травянистые растения (дикорастущие цветы),
20 цветных ламинированных определительных таблиц, в том числе: по древесным растениям (деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом), по травянистым растениям (цветы лесов, лугов и полей, водоемов и болот и первоцветы), а также по грибам, водорослям, лишайникам и мхам,
8 цветных определителей травянистых растений (дикорастущих цветов) средней полосы России (изд-во "Вентана-Граф"), а также
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях).

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех рефератов и справочных материалов по ботанике и геоботанике:

Ботаника как наука. История общей ботаники.
Гистология, или анатомия растений: история науки
Физиология растений: история науки
География растений как наука
Ароморфозы у растений
Эволюция цветка
Фотосинтез
Роль фотосинтеза в биосфере
Одноклеточные зеленые водоросли

Справочник по водорослям:
  Общая характеристика водорослей (введение)
  Строение и размножение водорослей
  Распространение и экологические группы водорослей
  Значение и использование водорослей
  Сбор и гербаризация водорослей

Справочник по систематике и морфологии мохообразных:
  Систематика, строение и размножение мхов (введение)
  Строение мхов класса антоцеротовых
  Строение печеночных мхов
  Строение листостебельных мхов (класса Musci)
  Экология и распространение мохообразных
  Роль мохообразных в природе и деятельности человека
  Сбор и гербаризация мхов
  Определение мохообразных

Что такое мхи?
Удивительные болота
Мхи: иллюстрированный конспект для учителя

Экологические основы устойчивости растений
Холодостойкость растений
Морозоустойчивость растений
Зимостойкость растений
Яровизация растений
Жароустойчивость растений
Засухоустойчивость растений
Ксерофиты, гигрофиты и мезофиты
Приспособления растений к водному образу жизни
Растительные области мира
Растительный мир Камчатки
Биологическая продуктивность лесных ландшафтов
Лесные экосистемы и проблемы их сохранения
Принципы рационального использования лесов
Гигантская секвойя
Бузина обыкновенная
Красная смородина
Сосна: ее микро- и макростроение и техническое использование
Растения-медоносы
Подсолнечник
Лекарственные растения

Растения в рационе человека
  Брусника в рационе человека
  Боярышник в рационе человека
  Барбарис в рационе человека
  Ежевика в рационе человека
  Костяника в рационе человека
  Калина в рационе человека
  Клюква в рационе человека
  Крапива в рационе человека

Исследовательские работы (проекты):
  Изучение сукцессий на вырубках
  Луговые сукцессии
  Фитоиндикация широколиственного и смешанного леса
  Фитоиндикация сосновых лесов
  Изучение растительных сообществ и энтомофауны луговых биоценозов
  Изучение биоповреждений в лесах окрестностей озера Чанграш
  Биоповреждения листьев березы бородавчатой
  Оценка жизненного состояния соснового подроста
  Зеленые растения под снегом
  Проверка достоверности данных о растениях-часах
  Экономическая целесообразность сбора лекарственных растений
  Рисованный определитель цветущих дикорастущих растений сосновых лесов
  Растения красной книги Чувашской республики в окрестностях биостанции
  Краснокнижные растения Чувашской республики в окрестностях биостанции

Дополнительная информация (на сайте www.ecosystema.ru)
  Водоросли России (описания и иллюстрации 52 видов и 49 таксонов)
  Мохообразные России (описания и иллюстрации 200 видов и 214 таксонов различного порядка)
  Деревянистые растения (деревья, кустарники, кустарнички и лианы) средней полосы России (описания и иллюстрации 100 видов и 89 таксонов различного порядка)
  Травянистые растения (дикорастущие "цветы") средней полосы европейской части России (описания и иллюстрации 216 видов и 50 таксонов различного порядка)
  Культурные растения мира: описания и изображения 188 видов

 




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *