Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Космологические концепции палеоазиатов
представляют собой обычное деление на верхний
(облачная земля), средний и нижний миры. Верхний
мир населен верхним народом (чукотский
чаргоррамнын), к этим существам относятся:
творец, рассвет, зенит, полдень, Полярная звезда и
Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и
созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их
понимании представляются людьми.
Мифологической моделью мира также является и
жилище, в особенности стоящий посреди него
«столб-лестница», символизирующий связь
верхнего и нижнего миров.
В корякской и ительменской мифологии большую
роль играют так называемые «облачные люди». По
чукотским представлениям на небе в некоторых
местах обитают определенные категории
мертвецов. Коряки считают, что после смерти
человека одна из душ поднимается на небо, к
верхнему существу, а другая (тень) — отправляется
в нижний мир.
Сравнительный анализ космогонических
представлений, преданий и сказок о вороне в
фольклоре чукотско-камчатского региона
показывает, что центром наибольшего
распространения вороньего цикла предстает не
Чукотка, а именно Камчатка. Именно в корякском и
ительменском фольклоре возникли и развились
совершенно уникальные представления о вороне
Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты
культурного героя — творца вселенной и
персонажа волшебно-мифических и животных сказок,
в которых его героический образ принижается до
образа комического, когда мудрый творец
превращается в шута, обманщика и обжору.
Представления народов севера Камчатки о
рождении, болезни и смерти были тесно связаны с
мировоззрениями на природу и человека. Как и
другие народы, сохранявшие до недавнего времени
анимистические представления во взглядах на
природу, они считали всю окружающую природу
одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила
и прочие элементы мертвой природы осознавались
как живые организмы, действующие и мыслящие
подобно людям.
Вселенную населяли различные существа,
которые, в зависимости от их отношения к
человеку, олицетворяли доброе и злое начала.
Добрые, как правило, помогали людям, хотя,
рассердившись на них по какому-либо поводу, могли
причинить и вред; злые же посылали всевозможные
болезни и даже смерть.
Несмотря на сверхъестественные способности
перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть
невидимыми и т. п., как добрые, так и злые существа
осознавались вполне материальными. Они чаще
всего представлялись в антропоморфном виде,
обитали в таких же жилищах, как и люди, среди
сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей,
пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.
Благожелательные существа помогали людям, но
судьба последних в большей степени зависела от
действия вредоносных существ (злых духов). По
заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли
основную роль, например, в религиозных
верованиях коряков и их культе.
Личные охранители имелись у каждого коряка,
ительмена и пр. Они нашивались на одежду
маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов,
часто нападающих на детей во время сна.
Сведения о душе суммарны и отрывочны, например,
коряки полагали, что у человека имеется
несколько душ. Одна — главная, или основная,
другие души добавочные, или второстепенные,
которые имели связь с понятиями «дыхание» и
«тень». К сожалению, исследователям не удалось
выяснить соотношение этих двух душ для человека.
Душа — жизненное начало. Она может покинуть
человека временно, в период болезни или навсегда,
вследствие смерти, и только шаман силой своего
магического могущества мог вернуть душу на
место, иногда даже после смерти человека, отняв
ее у злых духов.
Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки
яркой нитью проступает идея непрерывности жизни.
Живое существо не может исчезнуть окончательно.
Человек через некоторое время после смерти
обязательно возвратится в образе своего потомка.
Исследователи отмечают, что у коряков и чукчей
отсутствует четкое представление об
естественной смерти. Граница между жизнью и
смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко
встречаются эпизоды об умерших дважды, о
воскрешениях, о покойниках, действующих как
живые.
«Паренцы, — пишет К. Бауэрман, — верят, что
смерть — временное явление, и что покойник вновь
рождается и возвращается из страны мертвых
(пынелсу)».
По материалам В. Иохельсона коряки связывали
смерть с состоянием главной души. Она или сама
покидала тело, напуганная злыми духами, или же
последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою
очередь, поселиться в человека. И если шаман был
не в силах вернуть душу, то главная душа покидала
землю. В дальнейшем главная душа поднималась к
Верховному существу, а покойник отправлялся к
умершим предкам.
Таковы основные представления о душе и мире,
характерные для народов Камчатки в недавнем
прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с
постепенной утратой традиций предков уходят и
верования.
Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения
теперь известны очень небольшому кругу людей.
Охотничьи и оленеводческие праздники знают
многие. Жив еще кое-кто из шаманов.
В поле зрения исследователей, в основном,
теперь попадают предметы и обстановка,
предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты.
Все это в целом, наряду с привлечением отдельных
материалов из фольклора, этнографии и
археологии, дает возможность воссоздать и
описать традиционную жизнь аборигенов
Камчатского полуострова.
_____________________
* Составлено на основе "Справочника
туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК,
Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и
дополнениями.