ГЛАВНАЯ >>> ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

МИФОЛОГИЯ НАРОДОВ КАМЧАТКИ*

Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын), к этим существам относятся: творец, рассвет, зенит, полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него «столб-лестница», символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В корякской и ительменской мифологии большую роль играют так называемые «облачные люди». По чукотским представлениям на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) — отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре чукотско-камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в корякском и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя — творца вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред; злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и т. п., как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях коряков и их культе.

Личные охранители имелись у каждого коряка, ительмена и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны, например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна — главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями «дыхание» и «тень». К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа — жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у коряков и чукчей отсутствует четкое представление об естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

«Паренцы, — пишет К. Бауэрман, — верят, что смерть — временное явление, и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынелсу)».

По материалам В. Иохельсона коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей, в основном, теперь попадают предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Список всех рефератов и справочных материалов по физической географии:

География как наука
Атмосфера
Основы метеорологии
Погодные системы
Климат Камчатки
Изменения климата Земли
Краткий географический очерк Камчатки
Байкальская рифтовая зона

Водные ресурсы России
Реки и озера Камчатки
Озеро Байкал среди других озер мира
Мировой океан
Деятельность рек
Озера
Экология озера Селигер
Удивительные болота
Типы болот
Верховые болота

История освоения Камчатки
Население Камчатки
Мифология народов Камчатки

Флювиальные формы рельефа
  Введение
  Основные понятия
  Причины возникновения флювиального рельефа
  Классификация флювиальных форм рельефа
  Распространение флювиальных форм рельефа
  Динамика флювиальных форм рельефа
  История исследования флювиальных форм рельефа
  Прогнозирование
  Экологические последствия и влияние на хозяйственную деятельность человека
  Влияние человека на флювиальные формы рельефа
  Фольклор, творчество, мифы, легенды, связанные с флювиальными формами рельефов
  Заключение. Список литературы

Исследовательские работы (проекты):
  Проверка неинструментальных методов определения сторон света

Дополнительная информация (на сайте www.ecosystema.ru):
  Словарь по физической географии
  Физическая география России и стран бывшего СССР
  Физическая география мира (материков и океанов)

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |