Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
А деревенские баньки... Почти у каждого хозяина
в глубине двора, а то на огороде или даже на самом
берегу реки, если она протекает рядом с домом,
стоит непременный атрибут уральской деревни —
знаменитая русская банька. И ведёт к ней узкая
тропинка. Летом она вьётся средь высокой травы, а
зимой ведёт к ней утоптанная дорожка, с двух
сторон которой высятся стенки снежных валов,
искрящиеся на солнце или отливающие синеватым
светом в лунную ночь.
Баня состоит из двух половин: из предбанника и
собственно бани-парилки. Предбанник служит для
раздевания, хранения запаса холодной воды и
нескольких банных веников и тазов. Вдоль стен
предбанника стоят скамейки-лавки, устланные
чистыми покрывалами. На стенах — вешалки для
одежды. В предбанник часто выбегают из парилки
распаренные до одури моющиеся, садятся на лавку,
квасом утоляют жажду и отдыхают, чтобы потом
снова ринуться в жар.
В самой бане находится печка-каменка, в которую
вмонтирован большой котёл для горячей воды. В
печи есть отделение, куда закладываются
жаропрочные камни, накаляющиеся от печного огня.
Вдоль стены находятся лавки для тазов с горячей
водой, в углу стоит бочка для холодной воды, —
этой водой разбавляют кипяток. В сторонке
возвышается полок, где, взобравшись, парятся,
хлещутся банными вениками.
Баня натапливается жарко, в ней чисто, скамьи
выскоблены, вымыты. Первый пар обычно снимает
глава семейства, остальные идут потом, последней
идёт хозяйка, которая перед уходом из бани делает
небольшую уборку. Окончательная уборка делается
на другой день.
В основном, мужчины и женщины ходят в баню
раздельно, но муж и жена часто, помогая друг
другу, моются-парятся вместе.
... В бане — хохот, хлёст. Кряхтим, мычим от
удовольствия, от запаха веников да хлестания.
Сладко ноет, свербит натруженное тело. В бане
стоит непереносимый жар. В бадье томится
пихтовый отвар, в горячем квасе распариваются
веники. Наш хозяин — крепкий деревенский мужик —
покрякивал от приятного пара и просил:
— А нельзя ли ещё? — Самое приятное для него
было нагнать пару так, чтобы гудело в каменьях,
чтобы брёвна бани потрескивали. Он любил погреть
усталые кости. Я зачерпнул ковшом воду и плеснул
на раскалённые камни. От попавшей воды они
стреляли и лопались, как ядра.
От раскалённых камней вверх пыхнул белый пар,
стало так жарко, что, как говорят деревенские, уши
начало сворачивать. Я выхватил из кваса веник и
начал хлестать спину хозяина. Да куда там! Теперь
горели не только уши, от взмахов руки пальцы
горели, я веник не мог держать от жара.
— Ну, ты слабак! — только и промолвил хозяин,
спрыгнул с полка, выбежал в предбанник, вернулся
с шапкой-ушанкой и рукавицами.
— Одевай и хлещи!
Я надел шапку и рукавицы, теперь стало легче:
уши и пальцы были защищены, и я неистово стал
обхаживать веником здоровое тело. Он ужом
вертелся на полке и приговаривал:
— Ещё, ещё! Сильнее!
Наконец, распаренный, он соскочил с полка,
рванул дверь, голышом выбежал на воздух и
помчался к реке, она протекала в десяти метрах от
бани. С разбега он нырнул головой в самую глубь,
остудил в воде разгоряченное тело.
Мы плавали, сопели и, наигравшись, выбрались на
берег. От накалённых тел шёл пар. Затем мы долго
сидели в предбаннике, пили холодный квас,
беседовали.
— Сейчас ты с жару бросился в реку. А зимой как?
— поинтересовался я.
— А зимой я бросаюсь в снег. От пушистого снега
ещё большее удовольствие получаешь, — улыбнулся
он и снова направился в парилку.
Да, прекрасна деревенская банька. Прекрасен
народ, придумавший её! На ум пришли те сведения,
которые я когда-то, где-то читал и слышал.
В баню ходят непременно в субботу. Люди издавна
ценят баню за чудесную способность снимать
усталость. Паром и сухим жаром пользуются для
сохранения здоровья. Упоминание о банях
сохранила древнейшая русская летопись:
"Возьмут ветви и начнут бити". Берёзовый
веник берут для жаркой и крепкой бани. Липовые
веники — на любителя, но пользы не меньше, чем от
берёзовых. Они для тех, у кого боли в голове. А
простуженный от них потеет, с потом боль
выгоняет. Есть любители ольховых веников. При
ломоте в суставах нет лучшего лекарства.
Смородиновые веники хоть и уступают по
прочности берёзовым, но для кожи полезны и дух от
них ароматный.
Кое-кто предпочитает веники из пихты — они
выгоняют любую хворь. Заготавливать их можно
круглый год. Массаж крапивным веником в баньке —
замечательное средство от подагры и ревматизма.
Веником из рябины и стеблей с цветками пижмы
обыкновенной хлещут мужиков с похмелья — для них
такой веник в самый раз.
Баня — мать вторая: кости распаришь, всё тело
направишь.
Кстати, заготавливая берёзовые веники, хорошие
хозяева никогда не ломают все подряд.
Сламываются только боковые веточки и ни в коем
случае верхушки берёз. Потом веники сушат на
чердаке, а зимой осторожно, чтобы не сломать,
несут в баню.
После бани выпаренным веником подметают пол в
доме. Листья веника постепенно опадают, и веник
превращается в голик и переезжает в сени.
Поработает в сенях, совсем исхудает, его
переносят на крыльцо — обметать снег с валенок. А
уж потом голик положат перед крыльцом —
обшаркивать об него подошвы.
Любопытно заглянуть в историю русской бани.
Далёкие предки рассматривали баню как некое
вместилище душ, как место, откуда души приходят в
мир и куда со временем уходят. Хозяин бани,
"банный дух" — банник, один из самых древних
российских домашних богов, обитает хозяин бани
за каменкой или под полком. Сам по себе он не
видим — у него есть шапка-невидимка.
Баня и ее хозяин-бог были обязательными
участниками всех свадебных обрядов, а каждая
девушка считалась "невестой из бани». Накануне
свадьбы девушки-подружки мыли невесту в бане,
ненадолго сажали её на каменку, громко вопили и
пели. При этом полагалось есть в бане пироги. На
третий день после свадьбы для молодых
устраивалась первая баня, "княжья".
На Руси существовал обычай рожать в бане. Даже
царицы для этих целей отправлялись туда. Затем в
баню приходил царский духовник — прочитать
молитву, и царь — смотреть на новорождённого. А
если роженица останется пожить в бане дня три —
не было лучшего подарка хозяину-богу. Власть
банника над младенцем особенно сильна была в
первые шесть недель жизни.
Баня способна облегчить даже кончину. Большой
грешник, как правило, либо умирал в одночасье и
без покаяния, либо очень долго и мучительно.
Чтобы сократить эти мучения, его приносили в
баню, крышу которой приподнимали осиновым колом.
Говорят, помогало.