ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПРИРОДЕ


Главная
    Физическая география
    Геология, геодезия и почвоведение
    Микология и лихенология
    Ботаника и геоботаника
    Зоология беспозвоночных
    Зоология позвоночных
    Водная экология и гидробиология
    Цитология, физиология, медицина
    Экологические проблемы, мониторинг
    Охрана природы и заповедное дело
    Экологическое образование
    Художественная литература о природе


Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

© В.П. Назаров

К ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМ АВТОМОБИЛЯМ!...

... Совсем недавно, третьего августа 2004 года, на трассе «Формулы-1» в японском городе Сузуки снова прошли гонки электромобилей, являющихся пока самыми чистыми в экологическом плане. В общей сложности в гонках участвовали 73 машины. Победитель соревнований «Pandasan» оказался и самым легким из участников — всего 115 килограммов! Он ехал даже в плохую, пасмурную, погоду, в то время как многие другие вынуждены были остановиться из-за тайфуна!...

Ежегодно под эгидой Международной федерации солнцемобилей (ISF) проводится более 30 международных и национальных соревнований солнцемобилей и солнечных велосипедов. В прошлом году голландский солнцемобиль «Nuna-II» победил в гонке «Всемирный солнечный вызов» (world Solar Challenge), пройдя маршрут гонки в Австралии протяженностью три тысячи километров за... 30 часов, т.е. развил среднюю скорость 100 км/час (максимальную 110 км/час)! Он с часовым отрывом оставил позади себя других конкурентов! На всю гонку ему потребовалось четыре световых дня; примерно за 10-12 часов голландский гонщик преодолевал 750 километров! И это вполне сравнимо со скоростными характеристиками средних бензиновых авто!...

Названный солнцемобиль был создан студентами технического университета в Роттердаме и университета имени Эразма Роттердамского из города Дельфт. Техническим спонсором выступило Европейское космическое агентство, предложившее новейшие солнечные батареи, конструкционные материалы и систему управления питанием. Все эти разработки либо уже используются в Космосе, либо таким образом испытываются на Земле...

Энтузиаст солнечной техники из Германии Детлер Шмитц участвует во всех соревнованиях «World Solar Challenge», начиная с их учреждения в 1987 году. Немецкий конструктор и гонщик получил прозвище «чемоданщик» за то, что его модель «Heliodet-6» не только самая маленькая из всех соревнующихся солнцемобилей, но может свободно складываться до размеров... чемодана! Со средней скоростью 50 км/час Шмитц установил личный рекорд, впервые одолев 3010 километров за отведенное для гонок время!...

Как видим, все пока не так уж плохо! Хотя давненько еще лауреат Нобелевской премии по физике академик П. Капица неоднократно подчеркивал, что солнечная энергия — рассеянная: отдача одного квадратного метра освещенной Солнцем поверхности в средних широтах не более... 100 Вт! И вряд ли в обозримом будущем солнечная энергия даст более одного процента в суммарном мировом производстве энергии! (Этого хватило бы всего на 200 миллионов землян! — В.Н.).

И все же хочется надеяться, что наука и технология шагнут вперед (во второй статье экологической экспертизы я рассказывал о совместном российско-американском предприятии «Совлакс», уже занимающегося выпуском нового типа фотоэлектрических преобразователей и аккумуляторов! — В.Н.).

Мысль научная, мысль инженерная и конструкторская не стоит на месте. Как-то я уже упоминал в своих публикациях о торсионных энергиях (энергиях физического вакуума!), применение которых в будущем позволит создавать транспортные средства без традиционных колес: они будут передвигаться по типу... НЛО!!! Но до этого еще долго!... А пока создаются... плавающие, летающие (с винтами) автомобили! И даже «гибридные», которые могут ездить и по шоссе, и по рельсам!

Британская компания «Silvertip Design» спроектировала необычное транспортное средство «Blade Runner», которое, сойдя с автобана, может ехать по железнодорожным и трамвайным путям! С виду новинка напоминает обыкновенный седельный тягач, хоть и немного футуристического обличья, но он оснащен комплектом дополнительных колес для движения по рельсам. Они могут по мере необходимости убираться или выдвигаться, причем, машина может ехать одновременно и на обычных колесах, и на железнодорожных катках!

Тягач может использоваться с разными видами полуприцепов: грузовыми и пассажирскими. При этом намного повышается маневренность рельсового транспорта, снижаются его издержки по сравнению с транспортом автомобильным!...

А если поверхность такого крупного грузовика или автобуса — вагона покрыть легкими фотоэлектрическими пленками, оснастить еще и водородным двигателем? Нормам и стандартам какого по счету экологического «Евро» он будет соответствовать?...

Но перейдем от будущего к настоящему. Я уже упоминал о комплексной транспортной проблеме Москвы. А именно об ее сердцевине — создании городского автобуса с переменной энергетической установкой, в том числе и на водородном топливе!

Подобный транспорт может появиться в ближайшие... 2-3 года!...

Но сейчас ГНЦ РФ НАМИ (Научный автомобильно-моторный институт) совместно с НПО «Энергия», Центром Келдыша, РНЦ «Курчатовский институт» разрабатывают федеральную транспортную программу, в рамках которой и отводится место комплексной транспортной программе столицы.

Одно из основных направлений московской программы экологизации транспорта подразумевает широкое использование газа в качестве моторного топлива; приспособление производственно-технической базы транспортных предприятий, переоборудование транспортных средств для работы на газе; организацию городской системы технического обслуживания и ремонта газобаллонного оборудования — ГБО; развитие городской сети газозаправочных комплексов; внедрение новых конструкций и модернизация ГБО; серийное производство газобаллонных автомобилей и автобусов (совместное постановление Правительства Москвы и Правления РАО «Газпром» от 26.11.96 г.). Отработанные газы двигателей, работающих на природном газе, по наиболее вредным компонентам в 3-10 раз менее опасны, чем выхлопы бензиновых и дизельных двигателей. (Журнал «Экология и жизнь», №4, 2004 г.).

То есть москвичи, хоть и с опозданием, но пытаются догнать и Европу, и некоторые российские регионы, давно уже применяющие ГБО и газ в качестве альтернативного топлива!

Отступление первое.

Истощение мировых запасов нефти неизбежно приведет к тому, что «эпоха нефти» сменится «эпохой метана» и других видов топлива. Россия является крупнейшей газовой державой мира, на ее долю приходится почти 40 процентов разведанных запасов газа. Один кубический метр природного газа заменяет один литр бензина или дизельного топлива.

Кроме того, при работе на природном газе расход дорогого моторного масла сокращается на 15-20 процентов! Экология прекрасно сочетается с экономикой!...

Но... Исследования различных вариантов опытных образцов автомобилей, работающих на чистом водороде и его смеси с бензином, подтвердили преимущества водорода как топлива. Даже при смешанном питании двигателя водородом и бензином выбросы оксида углерода снижаются в 10 раз, выбросы несгоревших углеводородов — в 2-3 раза, оксидов азота — в 2 раза!...

Но тут надо сказать еще о... топливных элементах! Последние появились почти одновременно с паровозом. Британский ученый Уильям Гроув их предложил еще в 1839 году, но и сегодня они стоят в длинном ряду не особо популярных альтернативных энергетических источников — наряду с ветряными генераторами, приливными электростанциями или солнечными батареями.

По экономической эффективности топливные элементы при массовом применении все еще сильно проигрывают «классическим» — бензиновым или дизельным двигателям, теплостанциям и т.д. Исключением являются только те отрасли, на которые правительства развитых государств не жалеют средств — космонавтика, подводный флот. И здесь им нет равных!...

Однако ежегодно в наших мегаполисах стремительно возрастает количество автотранспортных средств; только в Москве их сегодня насчитывается 2 миллиона 861 тысяча 500 штук! Плюс Московская область (1 миллион 377 тысяч 500 авто)! Плюс Санкт-Петербург и Ленинградская область — 1 миллион 224 тысячи 274 штуки; в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде с их областями — 1 миллион 830 тысяч 347 грузовых и легковых автомобилей!

Более 6 миллионов чадящих и отравляющих воздух «стальных коней» всего на несколько российских регионов! В стране же их — десятки миллионов! Один только АвтоВАЗ уже выпустил 20 миллионов легковых автомобилей!... Причем, с каталитическими нейтрализаторами они идут только на экспорт, а нам, россиянам, приходиться ежедневно вдыхать токсичные выхлопы!

Поэтому-то водород — одно из лучших решений экологических, да и экономических проблем! Очевидные преимущества водорода — неисчерпаемые ресурсы в природе и возможность получения его из возобновляемых сырьевых источников. А продукты сгорания водорода практически не содержат вредных компонентов на основе углерода (оксида и диоксида углерода, углеводородов и альдегидов).

Однако, повторю, нефти в мире становится все меньше. «Нефтяной кризис» и породил американскую программу создания автомобиля на водороде! «И наши чиновники тут же подхватили эту идею, правда, забыв, что около 40 лет назад мы уже не только ею занимались, но и были лидером в этой области!». Процитированная фраза принадлежит доктору технических наук, профессору НАМИ, руководителю отдела двигателей Института В.Ф. Каменеву. Владимир Федорович как раз двумя руками ратует за водородную энергетику!...

По его словам, все же даже в Америке автомобиль на водородных топливных элементах появится в массовом производстве не ранее, чем через 15 лет. Сам автомобиль, который будет работать на водороде, изготовить несложно. Сложнее создать развитую инфраструктуру (к тому же связанную с вопросами безопасности эксплуатации): производство в массовых масштабах водорода, его транспортировка к местам заправки, сеть заправочных станций. Вот на это и уйдут предполагаемые американской программой годы и очень серьезные финансовые средства!

Отстает ли Россия от США в деле развития водородной энергетики? Пока что не очень!... В 2004 году АвтоВАЗ на Женевском автосалоне представил новый образец своего «Антела» на... топливных элементах! У зарубежных коллег их работа вызвала неподдельный интерес!...

Россия по водородному ДВС работает давно. В первых созданных ГНЦ РФ НАМИ образцах соединение водорода с воздухом происходило вне двигателя. Но стендовые испытания показали ряд недостатков (среди которых плохие пусковые качества при холодном пуске двигателя, пожароопасность при использовании газовой аппаратуры питания). Найдено было новое решение и новая конструкция двигателя — непосредственный впрыск топлива в цилиндры двигателя. Интересно, что даже если в этот двигатель впрыскивать бензин, а не водород, то его эффективность по сравнению с обычным, распределенным, впрыскиванием возрастает примерно на 15 процентов!

И еще. Если двигатель, работающий на водороде, будет приспособлен к действующей технологии производства, то это позволит значительно удешевить его выпуск. А если к тому же он будет конструктивно проще... А это так: если не требуются изменяемые фазы, неизменный ход клапана и еще многое другое, это не может не заинтересовать производителей!

— Но, главное, — продолжает В.Ф. Каменев, — если он будет в составе комбинированной энергетической установки помещен на гибридный автомобиль, он будет весьма экономичен при эксплуатации! А это уже покупательский интерес!... Любой гибридный автомобиль, даже в бензиновом варианте, дает 40-50 процентов экономии топлива!...

Но «гибрид» — все же переходной вариант! Японские автогиганты «Тойота» и «Хонда» выпустили в начале ХХI века автомобили с так называемыми комбинированными энергетическими установками. (Создан, повторю, такой двигатель и в России! — В.Н.). В таком гибриде привод осуществляется электрическим путем, а буферный накопитель — аккумуляторные батареи — заряжаются от бензинового двигателя, который работает лишь на оптимальных режимах, т.е. при очень низких расходах топлива и самых лучших экологических параметрах!

Дальнейшая перспектива таких двигателей — замена обычного топлива в нем водородным!...

Собственно, гибридный автомобиль с комбинированными энергетическими установками и двигатель, работающий на водороде, — основная тематика сегодняшних работ ГНЦ РФ НАМИ!... Есть основания надеяться на серьезный прорыв!...

Но как же все-таки с топливными элементами? Такими технологиями российский авиационно-промышленный комплекс владеет (разрабатывается даже пассажирский реактивный водородный ТУ! — В.Н.).

Проблема — в дороговизне самих топливных элементов! Правда, их КПД практически достигает 70 процентов, но современные образцы, по данным фирмы «Полароид», обеспечивают пока минимальную цену 1 кВт не ниже 1000 долларов. По мере развития технологий и массовости выпуска стоимость 1 кВт длительной мощности генераторов упадет, по прогнозам разработчиков, до 100 долларов! И для локальных зон — центров мегаполисов, для курортов, для зон с напряженной экологической ситуацией такие водородные авто — просто спасение!...

Отступление второе.

Привлекательность топливных элементов — в их невероятной эффективности, потому что большая часть выделяемой энергии преобразуется в... электричество! Помните формулу 2Н2 + О = 2Н2О? В результате этой реакции выделяется значительное количество энергии; в кислородно-водородной газовой горелке — температура около 2000 градусов по Цельсию!

В топливных элементах ничего не горит — специальная мембрана (протонно-обменная) разделяет эти газы. Все дело в том, что через нее проникать могут не молекулы водорода, а только его ионы, которые и вступают на ее другой стороне в контакт с кислородом, образуя воду (которая отводится). То есть электролиз наоборот!...

Правда, есть определенные технические условия — в мембрану обязательно добавляются катализаторы, ускоряющие реакцию. А в их роли выступают дорогие платина и палладий, невероятно повышающие стоимость топливных элементов!

Россия пока еще не обеднела этими благородными металлами и даже импортирует их в США, где платина используется и в каталитических нейтрализаторах автомобилей. (Об этом я говорил в предыдущей статье! — В.Н.). Наверное, нужно все-таки подумать о здоровье и собственных граждан!

Итак, в ГНЦ РФ НАМИ на сегодня созданы все математические модели водородных двигателей, заканчивается создание имитационного стенда для гибридного автомобиля на водороде.

Но есть и другой путь становления экологически безопасного транспорта. А именно: синтез — газ! Топливом могут служить метан, метанол или диметилэфир.

На борту автомобиля устанавливается специальный термохимический конвертор, который преобразует газ в водородное топливо, обеспечивающее самые жесткие экологические нормы отработанных газов — практически нет СО, СН (оксида углерода и углеводорода), в 5-6 раз снижается выброс оксида азота! Для такого автомобиля не надо даже создавать новой инфраструктуры — есть и производство этих топлив, и газозаправки!

И тут мы снова приходим к ГБО и АГЗС, уже действующим во многих регионах России, в том числе в Нефтеюганске (МУП АвтоМотоСервис, о котором рассказывалось в первой статье экологической экспертизы).

На сегодня беда Нефтеюганска, Пыть-Яха, Пойковского и других населенных пунктов Нефтеюганского района — в отсутствии четко проработанной программы экологизации всего автотранспорта на близкую и отдаленную перспективу. АвтоМотоСервису в одиночку (и даже с 2-3 партнерами!) не вытащить из бюрократического болота эту важнейшую проблему!

Но это тема уже отдельной статьи, где мы дадим слово представителям власти, местным экологам, предпринимателям, медикам, всем заинтересованным в решении сложной задачи лицам!

Читать дальше >>>

В некоммерческом Интернет-магазине Экологического Центра "Экосистема" можно недорого (по себестоимости производства) купить (заказать по почте наложенным платежом, т.е. без предоплаты) наши авторские методические материалы по экологии, полевой биологии и географии:
10 компьютерных (электронных) определителей грибов, лишайников, растений и животных России,
2 диска с голосами птиц России: голоса птиц средней полосы и голоса птиц России,
20 цветных ламинированных определительных таблиц по растениям и животным средней полосы России,
8 цветных ламинированных определителей-бродилок по растениям средней полосы России,
5 карманных полевых определителей животных средней полосы,
65 методических пособий и 40 учебно-методических фильмов по методикам проведения научно-исследовательских работ в природе (в полевых условиях), а также
методическое пособие (книга) для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум".

Посмотреть в Интернет-магазине

Оглавление книги В.П. Назарова "Песнь и плач Матери-Земли":

Предисловие А.Ф. Меркера
Часть первая: "Природная лирика"
  Гроза над полем
  Роса на траве
  Щедрость июля...
  Грибное царство
  Цветы лета
  Березы
  Снежная чаша
  Зеркало марта
  Ловчие сети
  Неженка
  На речке детства
  Черемухи белый цвет
  Весеннее чудо
  В ожидании царь-рыбы...
  Голубой день
  «Бессмертный» кедр!
  «Здравствуй, Михайло Иваныч!»
  Рябиновые светофоры
  Добрый волшебник
  Дятловы «праздники»
  Солнцеворот
  Ожидание большой капели
  Синичкина песня
  «Кадрили» городских сорок
  Снежная белизна и вальс Шопена
  Мартовский ручей
  За «карасями»...
  Петрович, олигархи и ночной костер
  Кукушки на... проводах
  Одна заря спешит сменить другую...
  «Лунные» цветы
  Юганские «чик-чирики»!
  На налима...
  Гостья с Алтая
  А весной с Севера к нам прилетают пуночки...
  Зимняя рапсодия
  Тетерева на березах
  Собутыльник... медведь!...
  Ода охотничьей избушке
  Остров Пим. Междуречье...
  Юганские осенины
  Про одинокого мышкующего лиса...
  Ода русской березе
  Обские... синеглазки
  Мои друзья — сороки!
  Шаги таежной весны
  Учимся у Пескова!
  О Красоте в Природе!
  Художница-зима
  Березовые «свечи»
  «Снеговая»... ондатра
  Волчье логово
  Вернутся ли орланы?
  Наши соседи - чайки и крачки...
  Утро над зимовьем
  На клюквенных плантациях...
  Черный ворон — птица вещая!
  Тропой охотника
  И снова белые ночи над Обью!...
  Серебряный иней
  На окуньков...
  Красиво Среднее Приобье!
  Муравейники — большие и маленькие!
  Гора Лубная: «сюрпризы» и находки!
  Все лето — за молодыми красноголовиками!
  Цветущие протоки
  Калужница — над водой!
  Грибная... сюита
  И трясогузка, и дрозд...
  Дрозденок...
  Осень, рыжая кобыла, машет гривой!
  Таинственные жители Земли!
  Рыбак рыбака видит издалека! А рыбу?
  Цветущие тальники
  Птичьи свадьбы
  Весенние ручьи
  Мои встречи с ... косолапым!
  Дикие — в городе и вокруг!
  В пору летнего разнотравья...
  Они — наши братья! Но... меньшие!
  Рисуя мир фотообъективом...
  Фантазии зимы
  Следы и норки
  О тех, кто летает...
  Они тоже — живые!...
  Мои встречи с птицами
  Сорока — воровка у ... балкона
  И белки, и лисы — в пригородных лесах!
  Про лису Патрикеевну!
  Когда и кулику протока по колено!
  Лемпинский Дерсу Узала!
  Прощальная песнь журавлей...
  Весна воды на острове Пим!
  «Тальниковые сады» обской поймы!
  Из моего походного дневника
  Из жизни трутовиков
  Мой «грибной огород»!
  Орхидеи — цветы июля!
  На сорах...
  Комариный... полюс!
  Опята в августе
  Тропами золотой осени
  Про зайца... грибника!
  Купола в тумане!
  Вороны... вахтовики!
  Зимние радуги... к радости!?
  Диво на ... сухарине!
  Луговой... доктор!
  Незабываемы встречи с ... гадюкой!
  Живые... огоньки!
  Живи, обская жаба!...
  «Солнышки»... на пригорках!
  Через пойму — к Оби!
  Юганские «чик-чирики» и «чир-р-ры»!
  Любовь моя, вероника!
Часть вторая: "Экологическая публицистика"
  В центре гигантской природной чаши
  Экологический калейдоскоп
  Такие разные лики Оби!
  По Сырому Агану...
  Дерево, помоги исцелиться!
  Сохраним Приполярье!...
  Сохраним... жемчужину Среднего Приобья!
  Зеленые... аборигены
  Избиение... русских лесов!
  От мезолита — до наших дней!
  Деревья — целители...
  Медоносы Севера
  Былинная пойма Оби
  «Выращивать»... клюкву, грибы?
  Выдающиеся растения планеты
  Любознательным...
  О животных в беде!
  «Шутка» Эволюции — тигролев!?
  Сказ про холестерин-убийцу и сою-спасительницу!
  Струятся в человеке «реки жизни»! (экология и наше здоровье)
  У горных истоков священной Оби!
  Эта коварная менингиома... (заметки нейрохирургического больного)
  Нефтеюганские... «Клондайки»!
  В районе их всего... ! Ханты, манси, ненцы...
  От юрт Каркатеевых — до наших дней!
  Они могли бы жить... как шейхи!
  Пришедшие из глубины веков!
  ...И за болотного кулика замолвите слово!
  К экологически чистым автомобилям!
  Что у вас под капотом?
  Повелевая могучей нефтяной рекой!
  Среди вод и болот...
  Ода северному болоту!
  Когда начинается лето?
  «Ай-Ас» — качество и низкая цена!
  Нет... ООПТ в районе!
  Почему охотник-любитель платит за путевку втридорога?
  «Курорты» Лавренчуков!
  Горизонты жизни Евгения Опалева
  Даешь «Урал Промышленный — Урал Полярный»!?
  Со-управление... природными ресурсами на Ямале!
  Картинки с выставки
  Для чего Уралу и России нужен Шемур?
  У нас еще слишком «много природы»!?
  «Нефтяной крематорий» ... для осетра!
  Обь. Солка. В ожидании муксуна...
  «Атомные котлы» АЭС станут надежнее!
  Грозят ли нам «новые Чернобыли»?
  Мудрость Дома Земля
Часть третья: "Александр Меркер и его поросль"
  Жизнь, отданная Природе!...
  Александр Федрович Меркер
  Экологическое краеведение и его значение в формировании личности школьника
  Научное общество школьников "Юный эколог"
  Деревни Северного Урала
  Деревенская банька
  Печаль моя...
  Природа и здоровье
  Походные встречи
  Пора сенокосная
  День в тайге
  Экспедиционный день
  Разор... Северному Уралу!
  Послесловие В.П. Назарова

 




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |