Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
... Ученые все больше пишут и говорят о
международной Программе выживания человечества!
В прошлой статье я упоминал, что на планете
Земля распад генотипа человека под влиянием ЭЭО
(эндоэкологического отравления) идет полным
ходом. Что же предпринять всем нам? Да, медики
вроде бы нашли способы ускоренного выведения
токсинов из тела человека. Широко известны
достижения Ю.М. Левина с сотрудниками, которые
разработали методы «эндоэкологической
реабилитации по Левину». Но, увы, применить их ко
всему человечеству, а тем более к животным, рыбам
и растениям, невозможно. Так считает
санкт-петербургский профессор В.А. Зубаков!...
«Нереально приостановить и сам процесс ЭЭО, —
пишет ученый, -т.е. выброс супертоксинов в
окружающую среду. Для этого надо в год-два
кардинально изменить всю технологию
промышленности и сельского хозяйства, что
абсолютно невозможно».
По-сути, наступил уже эндоэкологический ...
Армагеддон, на нас проливается «седьмая чаша
гнева Божия»! По словам того же В.А. Зубакова,
можно задержать переход возобновляемых ресурсов
в невозобновляемые, можно избежать ядерной и
биотоксинной войны и, тем самым, отсрочить
коллапс цивилизации. Но отменить ЭЭО, а, значит,
враз заменить всю технологию своей экономики,
цивилизация не в силах!...
Подведем еще раз печальные итоги земной НТР
(научно-технической революции).
1. Мир находится на половине пути от глобального
экологического кризиса к тотальной
экокатастрофе.
2. Ключевым параметром ТЭК является
эндоэкологическое отравление высших организмов
супертоксинами. Оно развивается со скоростью
эпидемии, и как только достигнет глобальных
размеров, мутации геномов человека и многих
высших организмов перейдут в
лавинно-необратимые.
В.А. Зубаков назвал этот потенциально возможный
момент «точкой Левина», по аналогии с точками Юри
и Пастера.
3. Интерпретировать точку Левина очевидно надо
как переход окислительной биосферы в новый
техногенно создаваемый геохимический режим, в
котором ядерные организмы (человек — в их числе!)
существовать не смогут, хотя по содержанию
кислорода эта техносфера на первых порах не
будет отличаться от биосферы.
Следовательно, точка Левина — это
биологический предел для существования
человечества как биологического вида.
4. Каким временем располагает человечество,
чтобы исключить возможность прихода в точку
Левина? Не более... 40-50 лет!...
Наша справка.
Жизнь на Земле существует миллиарды лет!
Удивительна аналогия цивилизованного
человечества, существующего за счет
природопокорительской стратегии и
переэксплуатации возобновляемых и
невозобновляемых ресурсов биосферы, с
железобактериями, процветавшими между 2,3 и 1,7
млрд. лет назад за счет мантийных запасов
двухвалентного железа. Исчерпание его ресурсов
явилось причиной преРифейской ТЭК —
катастрофического скачка в повышении
концентрации кислорода (ядовитого для всех
архебактерий) до критической точки Юри, сначала в
воде, а потом в воздухе.
Аналогом кислорода сейчас являются
эндоэкологические супертоксины!
Подобно тому, как железобактерии и цианеи —
лидеры архейской эволюции — подготовили
возникновение1,8-1,7 млрд.лет назад окислительной
биосферы, так и теперь техногенная деятельность
человека подготавливает переход оксисферы в
техносферу, ключевыми химическими элементами
которой являются тяжелые металлы, радионуклиды и
хлоруглеводороды.
«Так быть или не быть... человечеству?» — таково
название одной из последних книг академика Н.Н.
Моисеева. Но об этом — в конце моей статьи.
А пока к делам местным!...
За первое полугодие 2003 года в ОАО
Юганскнефтегаз произошло 648 аварий на
трубопроводах, загрязнено нефтью около 21 га
земли и выброшено этой нефти на рельеф местности
более 45 тонн.(«Эти данные нефтяников, как всегда,
занижены!» — считают в Нефтеюганском отделе по
охране окружающей среды).
Лидером по загрязнению нашей ранимой северной
природы является НГДУ Мамонтовнефть (287 аварий;
более 16 тонн пролитой нефти и почти 8,5 га
загрязненных почв). Большинство порывов (158)
произошло здесь на нефтепроводах!...
НГДУ Майскнефть — на втором «почетном» месте:
266 аварий (177 из них на нефтепроводах); более 15 тонн
выброшенной нефти и более 5 га загрязненной
земли.
Завершают этот список НГДУ Юганскнефть (53
аварии; 11, 5 тонны выброшенной нефти и 7 га
загрязненных почв и водоемов) и НГДУ
Правдинскнефть (42 аварии; 2, 3 тонны пролитой
нефти; примерно 0,3 га загрязненной местности).
Итак, 364 аварии из 648 по ОАО Юганскнефтегаз
падают на старые изношенные нефтепроводы; 277 — на
такие же изношенные водоводы, по которым в
нефтяные пласты подают ядовитые сеноманские
воды.
Снова и снова приходиться ставить упор на
проблему изношенных, аварийных трубопроводов,
ведь из года в год она, эта поросшая мхом проблема
решается плохо, неудовлетворительно! Заменяются
ежегодно лишь две-три сотни километров (из
примерно ста тысяч общей трубопроводной сети по
Нефтеюганскому региону!).
Потери нефти и газа — это потери не только
тысяч долларов, но прежде всего ... нашего
здоровья!...
Выяснено давно наукой, что нефтяные
ароматические углеводороды (наиболее опасные из
всех фракций нефти!) распространяются в
окружающей среде более чем на сто километров от
точки их выброса. Реально же — это вся территория
Нефтеюганского района! С приведенными данными
хорошо коррелирует наблюдающийся в последние
годы в нашем регионе рост числа злокачественных
онкологических заболеваний. Прежде всего рака.
Ароматические углеводороды попадают в наш
организм с питьевой водой (из-под крана!),
наверняка и с горячей водой в ванне (впитываются
порами кожи!); происходит то же самое, что и с
ядовитыми грибами, насыщающими свою плодоножку
тяжелыми металлами из воздуха, почв и воды. Не
случайно грибы все чаще становятся нашими
убийцами!...
Собирать их у автодорог, на нефтяных
месторождениях категорически запрещается!... Как,
впрочем, и ягоды!...
В майские и июньские Дни защиты от
экологической опасности нефтяники
«рапортовали» новыми порывами трубопроводов.
Самая серьезная произошла в НГДУ Майскнефть: на
Средне-Балыкском месторождении вылилось из
прохудившейся трубы 7,5 тонны нефти на площади
более трех гектаров. Последствия аварии не
ликвидированы до сих пор...
Однако территория Нефтеюганского района
представляет собой «Клондайк» не только в смысле
пролитой нефти, но и брошенных среди болот и
тайги буровых вышек, оставленных в земле сотен
километров старых трубопроводов, валяющихся
повсюду останков автомобильной и тракторной
техники, отработавших свой срок шин,
аккумуляторных батарей, других разнообразных
отходов. Черным ломом, шинами, бытовым мусором
завалены поселки Звездный, Юность, одиннадцатый
микрорайон (частично и 2а МКР). Не говорю о
десятках предприятий промзоны города, где
высятся горы старых покрышек и разбитой
техники!...
Фактически, окраины Нефтеюганска, его
окрестные леса стали местом несанкционированных
свалок, число которых все растет и растет!...
Городские власти, похоже, самоустранились от
решения экологических проблем! Пытаются их
решать отдельные предприниматели. Например,
генеральный директор ОАО
Юганскпромснабкомплект Н.С. Тахтамышев.
— Кроме станции Островной, имеем пункт
отгрузки черного лома в Пыть-Яхе, — рассказывает
Николай Селиверстович. — Также развертываем
базу возле кемпинга «Светлана» (развилка
автодороги на Пойковский). Получили разрешение
от администрации Юганска на утилизацию лома по
всему городу; то же — и по Нефтеюганскому району!
Однако, оказывается, у брошенного черного лома на
окраинах Нефтеюганска существуют ... хозяева! И
они всегда объявляются, как только мы приезжаем
забирать лом! Поэтому просим мэрию выделять нам
на это время своих представителей, что пока не
делается...
Итак, загадив, загромоздив сломанными,
разобранными автомобилями, их агрегатами,
кузовами частный сектор города, тот же частник
упорно не хочет отдавать лом ЮПСК. Где же
властная управа на него, где городская Дума,
давным-давно не принявшая ни одного местного
экологического закона? Возможно, частник сам
хочет сдавать черный лом и зарабатывать на этом
какие-то деньги? (Пока за тонну платят 400-450
рублей). Но и тогда все равно железный и стальной
хлам надо подальше убрать с улиц, от
палисадников, ведь он сильно портит вид города,
загрязняет окружающую среду...
Сбором и утилизацией металлолома в
Нефтеюганске начинают заниматься все больше
организаций, возникает даже конкуренция, ведь
большинство сдатчиков предпочитают тяжелый,
крупногабаритный лом, на котором без особой
разделки можно выручить приличный куш. А весь
остальной, непопулярный, лом черных металлов
продолжает валяться где попало: с его разделкой,
вывозкой, пакетированием слишком много возни!
Например, автобусной кузовной жестью
загромождены площадки многих автохозяйств, ее
можно увидеть на любой несанкционированной
свалке, в том числе и за подстанцией
Нефтеюганская, где в болото много лет подряд
вываливают и кузова автобусов, и все, что можно и
нельзя!...
В прошлом году Н.С. Тахтамышев привез
передвижной пресс за пос. Звездный, где была
расположена большая свалка автобусных кузовов и
другого металлолома. Все железо было
переработано, отпакетировано и отправлено на
металлургические заводы. В нынешнем году ОАО
ЮПСК вывезло с базы ПАТП-1 девяносто автобусных
кузовов. У Юганскпромснабкомплекта заключены
договора с многими городскими и районными
предприятиями по переработке и отправке
металлолома. Но проблема — в резке,
пакетировании черного лома. Ведь один баллон с
кислородом стоит нынче 450 рублей, а с ним и тонны
листового металла не нарежешь! Правда, кузова
автобусов и другого непопулярного лома можно
целиком закладывать в камеру мощного пресса.
Раньше Н.С. Тахтамышев такой пресс арендовал у
другой организации, теперь хочет купить сам.
— Пытаемся это сделать через Югорскую
лизинговую компанию, — поясняет Николай
Селиверстович, — установим пресс на площадке
возле «Светланы» (там нам отведено 10 га
территории). Производительность пресса — 12 тонн
в час пакетированного металла; в его камеру может
поместиться кузов самого большого автобуса!...
В прошлом году ежесуточная аренда чужого
пресса обходилась ЮПСК в 10 тысяч рублей. А
пакетировали на нем металлолома не более 8 тонн в
день, т.е. работала фирма с убытком (себестоимость
одной тонны пакетированного металла — 800
рублей!). Однако для природы снабженцы делали
доброе дело!...
— И мы хотим его продолжать! — восклицает Н.С.
Тахтамышев. — Но... На сегодня долг
металлургических заводов нам составляет 3,5 млн.
рублей. Временно мы прекратили отгрузку
металлолома, поскольку металлурги им
затоварились (на всех заводах создан
трехмесячный запас черного лома). Стараемся
работать с ближайшими заводами, с тем же Мечелом
(Челябинск). Но и Магнитка нами интересуется!...
Итак, сейчас ОАО ЮПСК только накапливает, но не
отгружает черный лом. Чтобы отгружать, надо
немалые деньги платить железной дороге, значит,
надо влезать в кредиты!...
— Сейчас пытаемся их оформить! — подтверждает
Н.С. Тахтамышев. — Но льготных кредитов нам не
дают, хотя и занимаемся природоохранной
деятельностью!...
К сожалению, металлурги Нижнего Тагила и
Екатеринбурга из-за малых объемов переработки
плохо берут наш металлолом, хотя эти города
гораздо ближе Челябинска и Магнитогорска!...
Что ж, возможно, черный лом эти заводы запросят
зимой!...
В беседе с Н.С. Тахтамышевым мы коснулись и
проблемы сбора и утилизации отработавших свой
срок шин, автопокрышек. С ними, как и с кузовами
автобусов, в нашем регионе — настоящее бедствие!
Горы старых покрышек производственники вывозят
даже на баржах, чтобы затопить среди реки! В лесах
— настоящие свалки старых шин! И что же надо
предпринять, чтобы этот «шинный Клондайк» не
угробил остатки девственной природы?
— Еще с 1995 года я начал прорабатывать этот
проект, — продолжает рассказ Николай
Селиверстович, — но поддержки ни от кого не
получил. Сегодня импортное оборудование по
переработке старых автопокрышек стоит аж 600
тысяч долларов! Кроме того, чтобы получить
лицензию на этот вид деятельности, надо
потратить еще не менее миллиона рублей,
произвести десятки согласований, экспертиз!...
Условия такие же, как для опасных отходов —
наподобие нефтепродуктов!...
Столь дорогостоящая бумажная волокита совсем
непонятна на фоне все усугубляющегося
экологического кризиса окружающей Нефтеюганск
природы. Не случайно и в округе та же проблема
решается туго. А ведь названная импортная
установка позволяет получать из отработанных
шин сырую резину, на которую всегда был и будет
спрос. В том числе и в Среднем Приобье...
По поводу отгрузки старых шин к Н.С. Тахтамышеву
недавно наведывалась одна из екатеринбургских
фирм (она занимается как раз переработкой шин).
Поэтому лицензия Николаю Селиверстовичу нужна
позарез: чтобы хоть пока принимать у себя и далее
транспортировать на Урал тысячи и тысячи старых
шин, валяющихся сегодня по всему Нефтеюганскому
региону.
Место сбора таких шин — та же площадка возле
«Светланы». Две трети, если не больше,
отработавших шин выкидывается предприятиями,
входящими в структуру НК ЮКОС. Но никакой помощи
с ее стороны в решении этой проблемы не видно...
По мнению начальника Нефтеюганского отдела по
охране окружающей среды Н.Н. Иванова, никто а
нашем регионе целенаправленно не занимается
проблемой отходов производства и потребления. В
планах ни одного муниципального образования
решения такой проблемы не существует! Хотя
большинство автопредприятий нашего региона
базируются в Нефтеюганске и Пыть-Яхе, власти этих
городов «закрыли глаза» не только на горы старых
шин, но и на «монбланы» различного металлолома,
отработанных аккумуляторных батарей, озера
сливаемого на природу отработанного машинного
масла и т.д. Немалая доля отходов принадлежит
частным автовладельцам. Но ни один из них не
понес никакой ответственности за угробление
природы и нашего здоровья!
Статья 13 «Закона об отходах производства и
потребления» прямо гласит: «Экономические
отношения регулируют на территории
муниципальных образований главы местного
самоуправления». Но, увы, последним эти отходы,
похоже, «до лампочки»! Иначе бы пытались хоть
как-то стимулировать природоохранную
деятельность в регионе, поощряли к этому все
заинтересованные предприятия и организации.
Сейчас же — повсюду самая неприглядная
картина!...
Однако попасть на прием к мэру города Н.Н.
Иванов не может уже который месяц! Даже в Дни
защиты от экологической опасности это не удалось
сделать!
— Несколько лет назад из городского
экологического фонда выделялись деньги на
рекультивацию бытовой свалки-помойки в районе
пос. Юность, — говорит Н.Н.Иванов. — Но средства
ушли «налево»!
Еще 46 млн. рублей было истрачено из городской
казны на строительство КОСов (городских
канализационных очистных сооружений). Но сегодня
они... «гниют», не доведенные до ума,
смонтированные с явным браком! И только 40
процентов сточных вод Нефтеюганска очищается,
остальное прямиком уходит в Акопас, Юганскую
Обь!...
Об ароматических углеводородах я упоминал
выше. Да, они опасны!... Но пути их повсеместных
выбросов далеко еще не перекрыты: это и аварии на
нефтепроводах, это и шламовые амбары
(рекультивируются очень медленно и
некачественно); это и законсервированные (но не
заглушенные!) неработающие скважины; это и
брошенные буровые вышки, и ржавеющие в земле
старые трубопроводы (в которых еще содержится
нефть).
28 июня с.г. за ППН-2 (ныне принадлежит НГДУ
Мамонтовнефть) произошел сильный пожар: горела
нефть из старого трубопровода диаметром 500 мм.
— Нефтяными проектами не предусмотрен вывоз и
утилизация старых трубопроводов! — поясняет
Н.Н.Иванов. — Но они же загрязняют почвы, воду и
атмосферу, приводят к чрезвычайным ситуациям!...
Требуем от нефтяников демонтировать старые
трубопроводы, но они на это очень и очень
неохотно идут.
Сотни тысяч тонн черного лома зарыты сегодня на
Нефтеюганском «Клондайке» — это, наверное,
сравнимо по объемам с небольшим месторождением
железной руды!!! Но ту еще надо добывать в
карьерах, обогащать, плавить на чугун и т.д. А тут
разрезал трубу — и вези ее прямехонько в
мартеновскую печь! Чтобы уже завтра-послезавтра
прокатать новую трубу, столь нужную сегодня для
замены проржавевших старых трубопроводов в
нашем регионе и во всем округе.
Найдется ли фирма, подобная ЮПСК, которая бы
занялась демонтажем старых трубопроводов и
отгрузкой богатейшего черного лома на уральские
металлургические предприятия?... Выгода-то будет
всем прямая!...
Нефтяники потратили миллионы долларов на
приобретение импортных установок по сжиганию
нефтесодержащих шламов, но они так толком и не
работают. В то же время в городе и регионе остро
стоит проблема утилизации медицинских отходов!
Заразные шприцы, вата, бинты, вырезанные при
хирургических операциях человеческие органы (с
бациллами туберкулеза, гепатита и др.) везутся на
полигон бытовых отходов, где и валяются без
всякого присмотра! Вывоз медицинских отходов не
согласован с Нефтеюганским отделом по охране
окружающей среды!
В этом году окружной экологический фонд
выделил нам на эти цели 1 млн. 700 тысяч рублей:
закупить и смонтировать термическую установку
по сжиганию медицинских отходов; но городской
властью (мнение Н.Н. Иванова) реализация
отпущенных средств явно волокитится! Нет пока ни
самой установки, ни подрядчика, ни даже места, где
она будет размещена.
Подобных фактов безразличия к экологии со
стороны местных властей и нефтяников — масса!...
И это, пожалуй, явный и ничем не прикрытый
симптом непонимания чиновниками всех уровней
опасности надвигающейся на нас ТЭК (Тотальной
экологической катастрофы)!
ЭЭО (эндоэкологическое отравление) не минует и
Нефтеюганский регион!...
«Столица ЮКОСа» — город Нефтеюганск —
производит горы отходов и отбросов, которые не
могут не влиять на наше здоровье, попадая в
воздух, в воду, в почвы.
Повторю: восхождение к власти не думающих о
будущем человечества «денежных мешков» (ТНК, или
транснациональных корпораций, формирующих в
мире новые структуры власти) предполагает
неизбежность быстрого перехода биосферы в ...
техносферу!!! А в ней выживут только... киборги!...
Симбиоз человеческого мозга с биоинженерными
устройствами!... Или же... киберы, роботы с
искусственным интеллектом!... Для нормальных
человеческих организмов (как и организмов
«братьев наших меньших») среда обитания станет и
уже становится агрессивной, неприемлемой...
Таковы единодушные прогнозы и западных, и
российских ученых!
Третий — кибернетический — ствол жизни (если
человечество успеет его создать) станет лидером
эволюции?... Наверное, никому из нас не хотелось бы
этого!!
Так где же он, выход из тупика?
На состоявшейся в июле 2001 года в Амстердаме
международной конференции «Вызовы изменяющейся
Земли» была принята Декларация: «Неотложно
необходимы разработки глобальной этики и
стратегии управления системой Земли... Развитие
на основе «бизнес как обычно» (т.е.
У.Р.-«устойчивого развития») должно быть скорее
заменено планируемыми стратегиями адекватного
управления».
Зарождающаяся новая наука об управлении
Системой Земля должна получить как можно скорее
права гражданства на всей планете!
От исхода ведущейся сейчас борьбы между
элитной глобализацией и гражданским обществом
зависит — быть или не быть человечеству! Вся беда
в том, что 95 процентов людей Земли сейчас
экологически ... слепы и могут быть уподоблены
слепым на картине П. Брейгеля, шагающим в
пропасть за ступившим туда слепым же поводырем.
Значит, первым условием выживания является
духовно-экологическое прозрение землян,
особенно молодых. Это возможно в рамках
всепланетной обязательной и бесплатной
Программы — ЭКОВСЕОБУЧА!!!
Эта Программа должна быть как можно скорее быть
введенной в действие ООН и финансироваться
экономически развитыми странами. В ходе ее за
10-15-20 лет молодое поколение может сменить
традиционное, природопокорительское,
мировоззрение альтернативным, пока еще не
имеющим строгого научного названия.
Предварительно его называют экогеософским!
(греч. «Мудрость Дома Земля»). В нем намечается 34
характерных черты, которые еще должны войти в
сознание землян.