Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Когда говорят нужен как воздух,
сразу ясно - речь идет о чем-то жизненно важном.
Без него человек не проживет и нескольких минут.
Дышим всегда, везде. Но - чем? И почему так
радуются горожане, выезжая на свежий воздух? И до
какой степени он свеж в 50 км от столицы?
Качество атмосферного воздуха - важнейший
фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и
эпидемиологическую ситуацию. Но две трети
населения (!) нашей Федерации проживает на
территориях, где уровень загрязнения
атмосферного воздуха не соответствует
гигиеническим нормам.
Если в среднем по России удельный вес
проб атмосферного воздуха с содержанием вредных
веществ около 6%, то на Алтае - 29%, в Бурятии - 24,6, в
Красноярском крае - почти 22, в Ивановской области
- 20, в Кемеровской - более 18, в Ульяновской - 16,5, а в
Калужской - более15%.
Кстати, высокий уровень загрязнения воздуха на
этих территориях наблюдался и в прошлые годы. Где
же наиболее загрязненный воздух? Именно там, где
мы живем и проводим большую часть времени - в зоне
жилой застройки, если там проходят
автомагистрали. Даже там, где много предприятий,
в зоне влияния промышленных выбросов он в ряде
случаев намного ниже. В какой-то мере ситуацию
могли бы выровнять очистные сооружения. Но в
Мурманской области, например, очистными
установками оборудовано только 50% официально
зарегистрированных источников выбросов. И
еще проблема (вот он, социальный аспект в доле
естественной убыли!) - средний россиянин все еще
не волен выбирать дом, в котором он хотел бы жить
и место, на котором этот дом должен стоять. Дорого
это, не по карману. Вот и приходится жить там, где
поселили, хотя оконные стекла за неделю
чернеют от копоти. Но окно можно отмыть, а
собственные легкие?
По сей день сотни тысяч человек вынуждены
проживать в так называемых СЗЗ, то есть
санитарно-защитных зонах промышленных
предприятий, где особенно высок уровень
загрязнения атмосферного воздуха (т.е. там, где по
российским законам проживать запрещено).
Например, в Челябинской области в этих СЗЗ
проживает сейчас более 200 тыс. человек, в
Кировской области - более 20 тыс., а в Самарской -
около 13 тыс. человек.
Естественный вопрос: если
трудно переселять людей, то что делается для
улучшения экологической обстановки? В ряде
регионов проводятся мероприятия по снижению
загрязнения воздуха. В той же Самарской области
реализуются федеральные программы
социально-экологической безопасности. За
последние три года таких мероприятий было более
сотни, в том числе - ввод комплексов по очистке
дымовых газов на Безымянской, Сызранской и
Самарской ТЭЦ; в качестве моторного топлива на
транспорте шире стал использоваться природный
газ; внедрены системы доочистки дымовых газов на
заводе Металлург; на Куйбышевском НЗП
усовершенствовано оборудование, в результате
чего уменьшились выбросы углеводородов и т.д.
Подобные природоохранные мероприятия
проводились также в Липецкой области, в
Красноуральске, Санкт-Петербурге, Москве. В
Липецкой области проведена реконструкция
коксовых батарей на ОАО Новолипецкий
металлургический комбинат; в Красноуральске внедряются
отдельные мероприятия с целью снижения
нагрузки по свинцу на население. Кроме того,
действует областная целевая программа под
названием Охрана окружающей природной среды от
свинцового загрязнения и снижение его влияния на
здоровье населения Свердловской области.
Две столицы - Москва и Северная
Пальмира - всегда привлекали особое
внимание. Не только как культурные,
экономические и политические центры, но и просто
как большие города, которые веками оставались
примером для подражания. Анализ показывает,
что Санкт-Петербург все же чище Москвы. Может
быть, потому что он меньше, а может, и потому - не в
последнюю очередь - что в городе сокращено
потребление мазута в качестве топлива на городских
ТЭЦ (82% составляет газовое топливо). К тому же
Главный государственный санитарный врач
запретил ввозить в города и продавать
этилированный бензин. При этом еще надо учесть,
что в 2000 году в северной столице строили и
реконструировали 67 сооружений по очистке
выбросов в атмосферу, а на автозаправочных
станциях устанавливаются системы газовозврата -
это тоже уменьшает выбросы.
А для Москвы эта проблема - выбросы
автотранспортом загрязняющих веществ в
атмосферный воздух - остается одной из самых
главных.
Если учесть, что доля этих выбросов - более 90%,
становится ясным, почему в округах разработаны
специальные программы Снижение выбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду от
автотранспорта. Но что касается конкретных результатов,
то о них пока предпочитают умалчивать.
Достаточно оказаться на любой столичной
магистрали в час пик, чтобы понять, насколько
острой остается проблема. Гости столицы с
удивлением смотрят на стены и окна домов на
Тверской, Ленинском и Кутузовском проспектах,
Садовом кольце - они буквально серые от выхлопных
газов.
Наиболее частое обращение к Москве, как
главной героине книги не должно смущать,
поскольку авторы в качестве примера приводят и
всю Россию, и США. Но именно в Москве выброс
вредных веществ автотранспортом составляет 1,7
млн. т или около 87% в общих выбросах в атмосферу.
Читатель может сам разобраться в этом
вопросе, изучив обзор экологических программ
США, Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и других
стран, перешедших на применение пропан-бутана в
качестве моторного топлива. Сотни схем, расчетов
экономической эффективности, графиков;
исследование динамики структуры автопарка,
анализ существующих систем экологического
мониторинга и т.д. свидетельствуют о реальности
формулы экология + экономия + здоровье. Именно
плюс, а не за счет. Такие темы, как город и
автомобиль, моторное топливо, виды газового
топлива, экологический мониторинг,
многотопливная АЗС, экологически чистый
автомобиль, еще долгое время будут актуальными,
потому что, если не все ездим на автомобилях, то
дышим-то - все; значит, каждого касается и
коснется. В 2000 г. проверка воздуха
производилась в 253 городах России и
выяснилось, что в 202 из них вредных
веществ в воздухе больше нормы. А проживает там
64,5 млн. человек, то есть почти половина населения
России. И все же существуют в России регионы, где
дышать становится просто опасно для здоровья,
потому что воздух там загрязнен в 10, а то и более
раз выше нормы. Как правило, воздух загрязнен
бенз(а)пиреном, диоксидом азота, сероуглеродом и формальдегидом.
Сероуглерод чаще всего выбрасывают в
атмосферу предприятия, а диоксид азота -
автотранспорт.
Большая часть населения России живет в
городах и промышленных центрах. Естественный
вопрос: а каково же там качество атмосферного
воздуха? Если смотреть по федеральным округам
(а их в России семь), то получится такая картина:
в Центральном округе (18 субъектов Федерации)
воздух проверялся в 37 городах и выяснилось, что
только в 2 из них он отвечает норме. И наиболее
неблагополучное положение - в Москве и области
(загрязненным воздухом здесь дышат 9,1 млн.
человек, то есть 66% городского населения); в
Северо-Западном округе (11 субъектов Федерации)
воздух проверялся в 39 городах. В результате
обнаружено вредных примесей выше ПДК в 21 городе,
а высокий уровень загрязнения - в 5 городах, где
проживает почти 6 млн. человек, то есть около
половины населения этого округа. Самая
неблагополучная ситуация - в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области (здесь
загрязненным воздухом дышат почти 5 млн. человек,
то есть 84% городских жителей, обитающих в этом
регионе). Плохое качество атмосферного
воздуха и в Ненецком автономном округе; в Южном
федеральном округе (13 субъектов Федерации) мониторинг
загрязнения воздуха проводился в 31 городе и
выяснилось, что в 19 из них вредных примесей
больше 1 ПДК, а высокий уровень загрязнения
воздуха - в 10 городах, где проживает 4,4 млн.
человек, то есть 36% горожан округа.
Еще в двух городах зафиксированы максимальные
концентрации (больше 10 ПДК). Очень
неблагоприятная обстановка в Волгоградской
области (загрязненным воздухом дышат 1,5 млн.
человек, то есть 75% городского населения). Такая
же ситуация в Ростовской области и в
Краснодарском крае, а самое плохое качество
воздуха в этом регионе - в городах
Карачаево-Черкесской Республики. В Приволжском
округе (15 субъектов Федерации) проверили
качество воздуха в 47 городах и в 41 из них вредные
примеси превышают ПДК. При этом в 27 городах, где
проживает почти 12 млн. человек (то есть 52%
населения округа) высокий уровень загрязнения
воздуха. Например, в Самарской области таким
воздухом вынуждены дышать 76% городского
населения (2 млн. человек), почти столько же -в
Нижегородской области, в Республике
Башкортостан, Пермской области; по сравнению с
ними в Кировской области качество воздуха
относительно высокое. В Уральском округе (6
субъектов Федерации) проверили воздух в 17
городах и оказалось, что в 15 из них вредные
примеси превышают 1 ПДК, а в 7 - максимальные
концентрации больше 10 ПДК. Очень
загрязненным воздухом дышат здесь почти 3 млн.
человек - особенно в Свердловской и Курганской
областях.
В Сибирском округе (16 субъектов
Федерации) в воздухе 48 из 55 проверенных городов
обнаружено вредных примесей больше ПДК; в 14 из
них загрязнение воздушного бассейна в 10 и более
раз превышает норму. Почти 9 млн. человек в этом
округе (61% городского населения) дышат
некачественным воздухом. Относительно
благополучное положение только в Республике
Тыва, а в Иркутской, Новосибирской, Кемеровской и
Омской областях - самое неблагоприятное. И,
наконец, в Дальневосточном округе (10 субъектов
Федерации) из 27 обследованных городов 23 показали
загрязнение воздуха выше нормы, а из них 5 - больше
10 предельно допустимых концентраций.
Плохая ситуация в Приморском и Хабаровском
краях, но самая неблагоприятная - в Камчатской
области, где 81% городского населения проживает в
зоне с высоким уровнем загрязнения воздуха.
На первый взгляд ситуация не совсем логична:
промышленность в России работает сейчас не так
интенсивно, как раньше, а воздух остается
грязным. Но дело в том, что атмосферу нельзя
жестко разделить границами, как земную
территорию. Загрязняющие вещества переносятся
на большие расстояния из одной страны в другую.
Это называется трансграничным загрязнением
воздуха. Например, в 2000 г. на Европейскую часть
России выпало 2,4 млн. тонн окисленных серы и
азота. Больше половины из них (57%) - в результате
трансграничного переноса. И в основном - за
счет Украины, Польши, Белоруссии, Румынии и
Германии. Конечно, и российский воздух кочует в
сторону других стран. Но соотношение переноса
загрязненных веществ российского происхождения,
попадающих за границу, по отношению к воздушному
переносу вредных веществ в Россию из других
стран говорит само за себя: 1:6,2 по окисленной
сере, 1:6,5 по восстановленному азоту и 1:3,8 по
окисленному азоту.
Одна из наиболее болезненных проблем -
выпадения тяжелых металлов, особенно свинца. На
Европейскую территорию России его выпало 2739 тонн
(да еще 68,5 тонн кадмия), больше половины -
трансграничного происхождения. Что касается
свинца, то об этом надо сказать несколько слов
отдельно, поскольку проблема остается острой.
Этому еще в 1997 году был посвящен глубокий и
объемный Доклад о свинцовом загрязнении
окружающей среды Российской Федерации и его
влиянии на здоровье населения, известный
также как Белая книга (подготовлено и издано
РЭФИА. С полным текстом доклада можно
ознакомиться на сайте РЭФИА www.refia.ru). А к 2000 г. была
издана совместная российско-американская работа
"Свинец в окружающей среде и здоровье
населения России". Увы, свинцовая опасность
остается реальностью. И не только для тех, кто
живет рядом с аккумуляторным заводом в
Санкт-Петербурге или вблизи медеплавильного
комбината в Красноуральске; в Гусь-Хрустальном
(производство стекла и хрусталя) или
Первоуральске (медеплавильный завод). В
Екатеринбурге, Саратове и Волгограде, например,
основной источник поступления свинца в
окружающую среду - автотранспорт.
А ведь еще есть и авиация, и
ракетно-космическая техника; даже привычная
многим охота. Почему - охота? Потому, что после нее
ежегодно (!) в почве остается почти полторы тысячи
тонн свинцовой дроби. Так что, если все это
сложить вместе, то ничему живому мало не
покажется. Особенно при том, что свинец не просто
токсичен, но и имеет особенность накапливаться в
организме (при этом у млекопитающих - в головном
мозге и в печени). Конечно, стратегия борьбы со
свинцовым загрязнением существует. Но польза
будет тогда, когда она станет выполняться хотя бы
наполовину. Пока же можно надеяться только на то,
что снижается выпуск этилированного бензина; что
врачи научились немного уменьшать негативное
воздействие свинца на здоровье детей (они
страдают в первую очередь); что медеплавильная
промышленность обзаведется новыми очистными
сооружениями и т.д. К проблеме свинца близка и
существующая в России проблема ртути. Хотя из
почти 70 тонн, которые выпали из атмосферы на
Россию, российским источникам принадлежат
только 3,5 тонн, то есть всего 5%. Остальные 95%, как
говорится, ветром принесло - то есть снова речь о
трансграничном загрязнении. Справедливости ради
надо сказать, что не во всех наших бедах с
качеством воздуха виноваты соседи. Например, бенз(а)пирена
на Европейскую часть России в год выпало
около 80 тонн, и более 66 из них (то есть 83%) - доля
собственных наших, российских источников.