Пожалуйста, ставьте активную гиперссылку на сайт eco-ref.ru если Вы копируете эти материалы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами копирования материалов с сайта www.eco-ref.ru
Потребность украшать одежду у людей возникла,
по-видимому, одновременно с самой одеждой. Ее
украшают вышивкой, окраской. Сейчас используют в
основном анилиновые кислотные красители.
Однако в прежние времена для окраски тканей
использовали вещества растительного и
животного происхождения. Особое значение цвет
одежды приобретал там, где необходимо было
отличить одни группы людей от других, например, в
военном деле и в одежде отдельных племен,
например, шотландских кланов.
Р. Севард пишет, что до знаменитого
шотландского восстания 1745 года, после которого
особенно стали популярны шотландские юбочки,
узоры которых обозначали принадлежность к
определенному клану, окраска шотландской одежды
зависела в основном от той краски, которую можно
было отыскать поблизости. И лишайники,
использовавшиеся для получения краски, имели
большое значение. Лишайниковая краска дает
наиболее ценные цвета в шотландской одежде,
такие как желто-коричневые и красно-пурпурные
оттенки. Полный же спектр оттенков можно
получить, смешивая одни цвета с другими. Так,
смешивая желтую лишайниковую краску с синим
индиго, получали зеленый цвет.
Фактически единственным способом, по которому
шотландцы, поддерживавшие принца Чарли
Красивого, могли отличаться от тех, кто
поддерживал короля Георга, была окраска их
шотландских шапочек, боннетов. Первые носили
белые кокарды, вторые — красные и желтые кресты.
Солдат, потерявший в сражении шляпу, рисковал
быть атакованным с обеих сторон.
Основная одежда, которую носили шотландцы до 1745
года, состояла из куска ткани, около 1,5 м шириной и
5 м длины, называвшегося пледом. Его клали на
землю через широкий пояс и складывали в длину.
Одевающийся ложился на плед и обвертывал им себя,
скрепив ремнем вокруг талии. Такую одежду можно
было использовать как одеяло ночью, и она же была
идеальным камуфляжем в вересковых зарослях.
Лишайники, использовавшиеся для получения
коричневой краски, были листоватыми видами,
принадлежащими к роду Пармелия (Parmelia) и их было
легко собирать с камней во влажную осеннюю
погоду. Такая лишайниковая краска никогда не
производилась в больших промышленных масштабах,
а только отдельными фермерами в небольшом
количестве. Наиболее часто используемым видом
была Пармелия пупковидная (Parmelia omphalodes) и сейчас
обычная в западных районах Шотландии. Лишайники
высушивали и запасали в мешках. Шерсть, которую
окрашивали, сначала хорошенько мыли в горячем
растворе соды и мыла, а затем отполаскивали в
проточной воде, которая в Шотландии торфяная и
кислая. После этого большой чан наполняли
чередующимися слоями лишайников и шерсти, взяты
ми в пропорции один к одному. Затем котел
заливали торфяной водой и варили до получения
требуемого оттенка. Окраска получалась очень
прочная и не выцветала. Кроме того, лишайниковая
краска при дает шерсти приятный запах и
отпугивает моль, которая не любит вкус
лишайниковых веществ.
Современные исследования показали, что окраска
является результатом реакции между свободными
аминогруппами в шерсти и альдегидными группами
лишайниковых кислот. Обычно эти группы бесцветны
в лишайниках, но при кипячении дают окрашенный
продукт.
Таким образом, нет прямой связи между цветом
лишайников и той окраской, которую они дают при
кипячении с шерстью. После этого шерсть
расчесывают и ткут. Затем готовую шерсть
вальцуют, чтобы шерстяные волокна частично
свалялись и удалилась грязь.
Наиболее известный шотландский твид —
харрисовый твид, который производят на
гэльско-говорящих Внешних Гебридах. Настоящий
твид всегда окрашивают растительной краской.
Коричневую, желто коричневую и красную краску
получают из лишайников; зеленоватую — из ирисов
и вереска; синюю — из импортировавшегося индиго.
Коричневая краска из лишайников популярна и
сегодня, так как придает твиду мягкость и аромат.
Пурпурный цвет был весьма уважаем в
древности и средневековье. Королевский пурпур в
древности получали из моллюсков и ценился он
очень дорого. Плутарх в “Жизнеописаниях”
упоминает, что македонская армия, заняв
очередной восточный город, в царских кладовых
обнаружила штуки пурпурной материи, окрашенных
пурпуром, сваренным на меду. Гай Плиний Старший в
своей “Естественной истории” пишет, что
“пурпур лучшего качества делают в Азии — в Тире,
в Африке — на Менинксе (остров у побережья Африки
в Малом Сирте) и на гетульском берегу Океана (ныне
— побережье южного Марокко), а также в Европе — в
Лаконии. Перед этим пурпуром расчищают путь
ликторские розги с секирой (ликторы — члены
свиты высших римских сановников — несли пучки
розг (fasces) с секирой (axis) — символом власти,
расчищая путь в толпе). Пурпур — символ
благородного происхождения, он — знак отличия
сенатора от всадника; в пурпурном убранстве
консулы приносят жертвы богам. Памятуя об этом мы
должны извинить порой граничащее с
безрассудством стремление к пурпуру, а также
невероятно высокие цены на краситель, который
исходно имеет отвратительный запах и
зеленоватый оттенок, как у рассерженного моря.”
Он также пишет, что “пурпур известен в Риме с
самых древних времен, но у Ромула им была
окрашена лишь трабея (парадная одежда царей и
высших сановников — белый плащ с продольными
пурпурными полосами). С большой степенью
вероятности можно считать, что Тулл Гостилий
(третий римский царь 672-640 гг. до н.э.) был первым
царем, надевшим после завоевания этрусков
претексту (белая тога с пурпурной каймой по
краям) и лактиклавию” (окаймленная широкой
пурпурной полосой туника). Корнелий Непот,
умерший при Августе, писал: “Лиловый пурпур,
стоивший сотню динариев за фунт, был в моде в пору
моей юности, а несколько позже он уступил место
тарентскому (Тарент — город в Южной Италии, ныне
Таранто) красному пурпуру. Затем наступило время
тирского пурпура — dibapha, — который стоил больше
тысячи динариев за фунт. Публий Лентул Спинтер,
будучи курульным эдилом, первым окрасил свою
тогу тирским пурпуром, за что навлек на себя
всеобщее неодобрение, ибо, как пишет Непот, —
такую краску можно было встретить на покрывале
любого триклиния”. Спинтер был эдилом, когда
консулом был Цицерон.
Название dibapha в те времена давали “дважды
маканым” материям, стоившим тогда огромные
деньги, а метод двойной повторной окраски
используется и поныне для изготовления лучших
пурпурных тканей.” Поэтому всегда старались
найти более дешевый заменитель.
Лишайники были одним из источников получения
пурпурной краски, и эта краска была даже более
привлекательна, чем знаменитый тирский пурпур,
получаемый из моллюсков. Гай Плиний Старший
пишет, что пурпур начали смешивать с красителями
сухопутного происхождения: материю, окрашенную
кермесом, перекрашивали пурпуром, чтобы получить
hisginum (греческая краска растительного
происхождения). Лишайниковый пурпур был известен
древним египтянам, финикийцам, грекам, римлянам.
Его получали из лишайника Рочеллы красильной
(Roccella tinctoria), растущего на прибрежных
средиземноморских скалах. Лишайниковый пурпур
называют орхилом.
Единственным неудобством орхила является его
низкая светостойкость: на ярком солнце он
постепенно становится коричневатым. Однако в
сочетании с другими, более стойкими красными
красками, орхил дает вполне стойкий цвет.
Лишайниковая краска придает шерсти и шелку
блеск, яркость и мягкость, в то время как другие
краски, получаемые с протравой, дают
противоположный эффект. Умелое сочетание
лишайниковой и протравной краски может дать
стойкое окрашивание и мягкую текстуру ткани.
После падения Римской империи искусство
окраски с помощью лишайников в Западной Европе
было утеряно на протяжении нескольких веков.
Этому способствовало вторжение арабов, которые
считали мочевину, необходимую в производстве
краски, нечистой. И только в 15 веке флорентийский
купец Федериго возродил этот процесс после
поездок на греческие острова. Он вернулся во
Флоренцию и основал производство краски,
сохраняя секрет в течение нескольких лет.
Один из наиболее ранних рецептов
приготовления краски таков: взять 1 фунт очень
чистой Рочеллы красильной (Roccella tinctoria DC.) и
смочить его небольшим количеством мочи, добавить
по 2 унции хлорида аммония, нитрата калия и
карбоната кальция. Хорошенько истолочь и
перемешать их, оставить на 12 дней, перемешивая
дважды в день. Затем держать растения постоянно
влажными, добавить не много мочи и оставить на 8
дней, продолжая помешивать. Затем добавить 1,5
фунт углекислого калия, хорошо перемешать и 1,5
пинты старой мочи. Оставить на 8 дней, перемешивая
как обычно, затем добавить такое же количество
мочи. После 5 или 6 дней краска готова к
употреблению.
Позднее мочу заменили раствором аммиака в воде.
Орхил в основном использовали для окраски ткани,
однако его применяли и для окраски спирта в
термометрах, а также бумаги и древесины.
Другие красители, получаемые из лишайников
— лакмус и орхинол.
Лакмус — старейший индикатор, используемый
в химии. Всем известны лакмусовые бумажки,
представляющие из себя пропитанную лакмусом
фильтровальную бумагу. Лакмус и близкий к нему
орхинол получают из лишайников рода Рочелла
(Roccella).
Для производства лакмуса предпочитают
использовать Рочеллу Монтагю (Roccella montagnei),
произрастающую на деревьях на Мадагаскаре и
дающую лучшую синюю краску, тогда как Рочелла
красильная (Roccella tinctoria) содержит больше орхинола.
Вид Рочелла фукусовидная (Roccella fucoides) мало
пригодна для получения краски, так как содержит
очень мало и орхила, и орхинола.
Способ получения лакмуса следующий.
Примерно 56 фунтов лишайников помещают в открытый
чан и смачивают раствором соды, добавляют
раствор аммиака и периодически перемешивают.
Лишайники сначала становятся красными, затем
пурпурными и наконец, через 4 недели, синими.
Полученный продукт содержит лакмус и красный
орхил. Для их разделения красную краску
экстрагируют спиртом и остается лакмус, который
можно выделить экстракцией.
Другая краска, получаемая из лишайников — орхинол.
Он используется для производства лекарств.
При воздействии на орхинол аммонием и кислородом
получают орсеин, краситель для микроскопической
окраски хромосом.
Красную краску получают из лишайника Охролехии
виннокаменной (Ochrolechia tartarea). В Англии
промышленное производство красной краски было
основано Георгом Гордоном, медником из
Бэнфшайра, в 1758 году в Эдинбурге. Позднее
эдинбургская фирма обанкротилась и в 1778 году
производство было перенесено в Глазго под
руководство Георга МакИнтоша. Для защиты
секретов производства нанимали рабочих,
говорящих по-гэльски, а вокруг фабрики,
занимавшей площадь 17 акров, возвели высокую
стену. Ежегодно использовали 250 тонн лишайников,
которые собирали специальными ножами со скал
сельские жители. Им платили 3 шиллинга 2 пенса за 22
фунта лишайников, так что сборщик мог заработать
3 фунта стерлингов и 10 шиллингов в неделю. Когда
шотландские источники поступления лишайников
истощились, их стали импортировать из Швеции,
Норвегии, Канарских островов и Мальты. Фабрика в
Глазго просуществовала до 1852 года, однако
небольшое количество краски производилось до не
давнего времени.